Дым отечества. Кто в Туркменистане сохранил право на открытое курение

Родственники жителей Мары, осужденных за продажу кальянов и электронных сигарет, просят власти страны их освободить, сообщает радио «Азатлык». Тем временем представители золотой молодежи, близкие к президентской семье, позволяют себе курение кальяна за рулем и выкладывают видео в соцсети. А в кабинете министров отдельные привилегированные сотрудники бегают на перекуры куда смелее, чем их коллеги. Вообще возможность свободно утолять никотиновый голод превратилась в знак высокого статуса и связей.

Напомним, недавно в Туркменистане состоялся очередной акт борьбы с курильщиками кальянов и электронных сигарет. По телевидению показали около трех десятков человек, покаянно склонивших головы перед камерой. Если некоторые из них были задержаны за ввоз кальянов и электронных сигарет в страну, то другие «провинились» лишь в том, что выложили в соцсетях фото и видео с курением кальяна у себя дома. И вот теперь их родственники пытаются добиться справедливости.

По словам собеседников «Азатлыка», их родные свободно покупали табак для кальянов на рынках. Они не знали, что это запрещено. Даже члены семей тех, кто перепродавал табак, подчеркивают, что арестованные не производили этот товар, а оптом покупали на тех же рынках. Им казалось, что никаких законов они не нарушают. Поэтому родные фигурантов «кальянного дела» просят президента Сердара Бердымухамедова освободить тех ко Дню независимости 27 сентября.

Туркменистан давно стремится к статусу страны, полностью искоренившей курение, и делает это, в основном, репрессивными методами. Даже сотрудники кабинета министров вынуждены не просто выходить из здания, чтобы покурить. Они прячутся, дабы ненароком не попасться на глаза экс-президенту Гурбангулы Бердымухамедову — главному противнику этой вредной привычки. Еще в 2012 году в интернет утекли сырые, не смонтированные видеозаписи с участием Бердымухамедова. В какой-то момент один из министров и вице-премьеров, сопровождавших президента, кашлянул. Тот прервал свою речь и грозно посмотрел на подчиненных.

«Среди вас всё же есть курильщики, я [рано или поздно] выявлю [вас], слышали?» — сказал он.

Прошло 11 лет, Бердымухамедова сменил на посту президента его сын Сердар. Но, по словам источников turkmen.news, в здании кабинета министров по-прежнему строго запрещено курить. Большинство курящих сотрудников используют для утоления никотинового голода обеденный перерыв. Кто-то после обеда прячется в машине, кто-то — во дворах близ текстильного магазина.

Но трое чиновников спокойно курят у служебного входа, расположенного около здания консерватории, на глазах у солдат-срочников, охраняющих здание. Это ведущий специалист отдела энергетики Ыхлас Меретджаев, ведущий специалист отдела по надзору за архитектурными, строительными и озеленительными работами в Ашхабаде Гуйч Гурбансейидов и начальник данного отдела Шохрат Аширов. По каким-то причинам эти чиновники имеют статус «блатных» и не боятся, что курение станет причиной неприятностей.

Статус — это вообще ключевое слово для курильщиков в Туркменистане. Свободное употребление сигарет и кальяна в стране, где с никотином ведут непримиримую борьбу, превратилось в способ продемонстрировать свою силу и связи.

Так, в Instagram одного из братьев Рахмановых, нелегально продающих «красивые» номера национального оператора «Алтын Асыр», можно найти видео с кальяном. Рахманов и, судя по тэгу, его друг Батыр Реджепов курят прямо на переднем сидении автомобиля во время поездки по ночному городу. Их не волнует, что у гаишников могут возникнуть вопросы. Ведь Рахмановы — родственники Шихмурата Шахарлиева, директора единственного в стране сотового оператора «Алтын Асыр». Шахарлиев, в свою очередь, женат на двоюродной сестре Сердара Бердымухамедова. А Батыр Реджепов приходится племянником Аннаназару Реджепову, который женат на сестре Гурбангулы Бердымухамедова Дурдынабат.

Отметим, что люди, задержанные в рамках «кальянного дела», курили хотя бы у себя дома, а не за рулем. Однако на «разбор полетов» угодили они, а не Рахмановы и Реджепов.

И у членов семьи президента, и у чиновников не возникает проблем с доступом к качественному табаку. Они предпочитают импортные марки сигарет — Camel, Pall Mall, Lucky Strike. Эти изделия импортирует в Туркменистан фирма Bereketli Gum через своих партнеров в Дубае. И, кстати, кальяны, табак и электронные сигареты в Ашхабаде продают, в основном, в ночных магазинах, принадлежащих двоюродным братьям президента.

В то же время простым людям доступны чаще всего лишь сомнительные сигареты местного производства или просто табак, из которого делают самокрутки. Причем даже не факт, что это именно табак: неизвестно, какие растения присутствуют в этих смесях. Качественная, бесследно сгорающая бумага, хорошие фильтры, соответствие международным стандартам? Обо всем этом рядовые курильщики не могут даже мечтать.

Можно было бы возразить, что государство заботится о гражданах, жестко заставляя их отказаться от вредной привычки. Однако на практике выясняется, что на людей с деньгами и связями эта «забота» не распространяется. Происходит то же самое, что с интернетом, превратившимся в Туркменистане в крайне дорогое «развлечение для избранных». Привилегированные люди могут дымить у дверей кабмина или выкладывать видео с запрещенным кальяном в запрещенный же Instagram.

ПОДЕЛИСЬ ЭТОЙ СТАТЬЕЙ

5 комментариев

  1. Чилим бармы

    Понтовщик и рисовщик Гурбангулы втемяшил в свою больную голову идею сделать Туркменистан первым в мире государством, свободным от табака. А ведь и сделает же он любыми способами. Даже если полстраны придется посадить за решетку за курение и продажу табака. Идея фикс в больной голове — это уже неизлечимо. Пора переходить на насвай!

    Ответить
  2. Сердар

    Уважаемая редакция, хотелось бы подчеркнуть что для рядовых граждан доступны чаще всего сигареты произведённые в Узбекистане или Иране а не местного производства. Проверить качество этих сигарет не является возможным для потребителей.
    Лицемерие госорганов зашкаливает когда касается запрета курения. Если курение официально запрещено тогда почему сигареты почти открыто продают в каждом частном магазине. Это чисто семейный бизнес так как на запрете они зарабатывают огромные деньги. В Туркменистане всегда так делают чтобы не было независимых поставщиков самого востребованного товара,все идёт через одного поставщика. Любой запрет со стороны властей на какую-то продукцию всегда означает что она будет доступна позже но через другие лица вот и все. Это галимый рекет как в СССР было. Так будет всегда в этой стране к сожалению и говорить о свободной рыночной экономике в стране немыслимо.

    Ответить
  3. Сердар Бердымухамедов

    Вы все рабы. Надо будет мы посадим вас за жевание сена.

    Ответить
    • А. Дадаев

      Сердар Бердымухамедов, ты тряпка! Ничто ничтожество! Ты марионетка в руках своего кака. Ты сам кака вонючая! Что ты тут вякаешь на счет сена?!Управляемая и заводная кукла у руля власти целого государства. Исправляй все, что наворотил твой полоумный и недалекий кака, исправь его ошибки и перекосы, выпусти из тюрьмы всех, кого считают исчезнувшими. Вот тогда у тебя будет право что-то вякать. Вот тогда у тебя будет шанс заслужить уважение народа. А так ты тряпка, об которую твой кака прилюдно ноги вытирает!

      Ответить
  4. 404

    Перепродаванов посадили не за то что они продавали именно табак, а за неуплату налогов и отсутсвие лецензии на табачку. Ну, камон, нет такой статьи «ст 666.ч777. барыжил углем и фальгой = 2 года калонии».
    Так что, и родственники и Азатлык тут лукавят, что нарушений закона нет (в случае Азатлыка — нагло врет). Но, да, я верю этим людям, они искренне считают, что налоги платить не нужно и это удел для лохов.

    А вот за фотки с кальяном в тюрячку — я хз, тут только в ЕСПЧ, другого варианта и нет, лет через 5 гос-во выплатит компенсацию, но время не вернет.

    Ответить

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также

Яндекс.Метрика