ООН запросила у Туркменистана информацию по Нургельды Халыкову. Правительство ответило

В феврале 2021 года Спецдокладчик ООН по вопросу о поощрении и защите права на свободу мнений и их свободное выражение, Рабочая группа по произвольным задержаниям, Рабочая группа по насильственным недобровольным исчезновениям и Спецдокладчик по вопросу о положении правозащитников направили властям Туркменистана десятистраничное письмо (скачать .pdf) по поводу приговора, вынесенного Нургельды Халыкову – независимому корреспонденту turkmen.news. Молодого человека осудили в 2020 году на 4 года за пересылку фотографии с делегацией ВОЗ.

Нургельды Халыков

От властей получен ответ, состоящий из трех абзацев.

В обращении ООН подробно излагается история Халыкова: 12 июля 2020 года он переслал независимым журналистам фотографию членов делегации ВОЗ, которую его знакомая выложила в инстаграм. На следующий день знакомая удалила его из друзей и спросила, не пересылал ли он это фото. Затем его вызвали на беседу с сотрудниками полиции и Министерства национальной безопасности. 26 июля Халыков сообщил нашей редакции, что его обвиняют в отказе возвращать долг в размере $5 тысяч, якобы взятый в начале 2020 года. 15 сентября Нургельды был приговорен к четырем годам лишения свободы по статье 228 («мошенничество»).

В ООН подчеркивают, что обычно невозврат долга в Туркменистане не приводит к возбуждению уголовного дела. В случае поступления жалобы с должником беседуют в полиции, с него берут расписку о том, что он обязуется вернуть деньги. Неясен механизм, по которому в данном случае действия Нургельды квалифицировали как мошенничество.

Turkmen.news опубликовал материал о вынесении приговора Халыкову лишь в декабре. До этого родственникам осужденного обещали, что он выйдет на свободу в ходе ближайшей амнистии. Но 12 декабря амнистия состоялась, а Халыков под нее не попал.

«Судебный процесс и приговор г-ну Халыкову не соответствуют минимальным стандартам правосудия и международным нормам соблюдения прав человека», — подчеркивается в обращении ООН. Авторы письма отмечают: «Этот случай не может рассматриваться вне контекста других систематических и жестких нарушений свободы слова в Туркменистане, из-за которых вынуждены молчать другие независимые журналисты, правозащитники, гражданские активисты, собирающие факты и передающие информацию о событиях в стране».

Ответ властей Туркменистана, полученный ООН, звучит следующим образом:

«Нургельды Пальванович Халыков родился 1 декабря 1994 года в Ашхабаде, по национальности туркмен, гражданин Туркменистана, безработный, прописан по адресу (информация изъята).

В соответствии с решением Багтыярлыкского районного суда Ашхабада от 15 сентября 2020 года, г-н Халыков был приговорен по статье 228 (2) Уголовного кодекса Туркменистана к четырем годам лишения свободы.

Г-н Халыков отбывает срок в учреждении LB-E/12 управления полиции Лебапского велаята».

Ответ правительства Туркменистана

В ответе не разъясняются ни причины «превращения» долга в мошенничество, ни обстоятельства, касающиеся фотографии членов миссии ВОЗ, ни вопросы, связанные со свободой слова.

Туркменистан ежегодно занимает одно из последних мест в рейтинге свободы прессы. В стране разрешено вещание лишь государственных СМИ и тех частных изданий, которые повторяют государственную повестку. В основном эта повестка посвящена работе и отдыху президента Гурбангулы Бердымухамедова. Редакции независимых СМИ располагаются за рубежом, внутри страны их сайты заблокированы. Источники внутри страны вынуждены взаимодействовать с редакциями анонимно. Судьба Нургельды Халыкова — характерный пример того, что случается, если такой источник раскрывают.

Июльский визит миссии ВОЗ в Туркменистан имел целью проверить, действительно ли в стране нет COVID-19, как утверждают власти. По итогам визита эксперты не стали настаивать, что вирус в стране есть, но порекомендовали властям вообразить, будто он проник в страну. Визит ВОЗ не был секретным, его освещали государственные СМИ. Тем не менее, власти сочли недопустимой «несанкционированную» фотографию членов миссии.

В поддержку Халыкова высказались международная организация «Репортеры без границ» и представитель ОБСЕ по свободе СМИ.

В настоящее время во Всемирном банке рассматривается заявка министерства финансов и экономики Туркменистана о выделении кредита в размере $20 миллионов для профилактики коронавируса и реагирования на его угрозу. Иными словами, власти отрицают наличие инфекции в стране, лишают свободы тех, кто помогает независимым СМИ отслеживать эту тему, но просят у международных финансовых институтов деньги на профилактику. Turkmen.news провел серию переговоров с руководством банка, мы рассказали им об общей ситуации с коронавирусом в Туркменистане, а также подробно остановились на деле Халыкова. Мы призвали банк выдвинуть два условия выдачи кредита — освобождение Халыкова и раскрытие правительством реальной информации о COVID-19.

ПОДЕЛИСЬ ЭТОЙ СТАТЬЕЙ

18 комментариев

  1. Zuckerberg

    228 статья не применима к Н. Халыкову просто потому что наличие и не возврат долга это гражданско правовые отношения и рассматриваются в общегражданских судах. Они решаются между гражданами только в судебном порядке и тут нет места правоохранительным органам или уголовному преступлению. В валюте Н. Халыков возвратить уже не может просто потому что нет конвертации, для этого достаточно предоставить справку с банка, при официальном запросе. И вся сумма долга это 17 500 манат. Я уверен и в судебном решении это отражено. Но против него сфабриковали уголовное дело и дали ему 4 года. Это даже не вооруженным глазом видно что идёт преследование за иную деятельность не совместимую с долговым обязательством. На всякий случай прилагаю статью 228 УК Туркменистана, как излюбленный инструмент по ликвидации неугодных лиц репрессивной системой.
    Статья 228. Мошенничество
    (1) Мошенничество, то есть хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путём обмана или злоупотребления доверием,
    наказывается штрафом в размере от тридцати до шестидесяти среднемесячных размеров оплаты труда или исправительными работами на срок до двух лет или лишением свободы на срок до двух лет.
    (2) Мошенничество, совершённое:
    а) группой лиц по предварительному сговору;
    б) повторно;
    в) с причинением ущерба гражданину в значительном размере,
    наказывается исправительными работами на срок от одного года до двух лет или лишением свободы на срок до пяти лет с конфискацией имущества или без таковой.
    (3) Мошенничество, совершённое:
    а) с причинением ущерба в крупном размере;
    б) организованной группой,
    наказывается лишением свободы на срок от шести до десяти лет с конфискацией имущества или без таковой.
    в) с использованием своего служебного положения государственным служащим или лицом, приравненным к нему;
    (4) Мошенничество, совершённое с причинением ущерба в особо крупном размере,
    наказывается лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет с конфискацией имущества или без таковой.

    Ответить
  2. Аноним

    Нищий Туркменистан просит $20 миллионов для профилактики коронавируса, а сам строит объекты на миллиарды долларов, стадионы, азиада, золотые алабаи. По сути 20 миллионов это копейки, столько стоила вилла Реджепова.
    Знаете разницу между миллионом и миллиардом? миллион секунд — 13 дней, а миллиард секунд — 32 года. У этих людей наши МИЛЛИАРДЫ, не надо им давать кредитов. Правозащитники напишите этим кредиторам, что эти деньги не дойдут до нас!

    Ответить
  3. Анонимно

    С одной стороны, туркменская сторона технично проигнорировала их запросы, с другой стороны неграмотно написанное письмо от швейцарцев(неправильное использованное время, слова в предложениях и т.д.) и странно что нет ни одной швейцарской фамилии, как впрочем и нет печати и подписи. По большому счету, за долг в 5к, вполне могут посадить за мошенничество, он же в долг брал, а не навсегда, поэтому конечно тут не придерёшься, и соответственно исходя из того что его осуждают не за фотку, а за деньги взятые в долг, то нет нарушения его прав. Так как он имеет гражданство Туркменистана, то род его деятельности должен был быть зарегистрированным на территории этой страны, только тогда бы считалась его журналистская деятельность. Я думаю люди, работающие в подобных организациях должны иметь юридическое образование, и должна быть рука набита писать подобного рода письма, тем более английский один из официальных языков Швейцарии. Короче жду продолжения…

    Ответить
    • Zuckerberg

      Вы тут не правы. За долг нельзя посадить в тюрьм и тем более обвинить в мошенничестве, если сторона которая его взяла не отрицает сам факт его наличия. Поэтому все это является гражданско правовым делом и не имеет никакого отношения к мошенничеству или криминалу. Суд выносит решение и обязывает к уплате ответчика в принудительном порядке. На этом все претензии исчерпываются. Это даже не просто практика а именно установленные процессуальным законодательством нормы. Поэтому не совсем понятно как в его деле оказалась статья да и ещё вдобавок с отягчающими обстоятельствами.

      Ответить
  4. Аноним

    Руслан. У меня к вам вопрос.
    Вы предлагаете банку выделить деньги на распил для Бердымухаммедова на обмен освобождения Нургельды?

    Ответить
    • turkmen.news

      У банка есть система мониторинга расходов кредитных средств. Это их обязанность. Меня волнует свобода Нургельды

      Ответить
      • Аноним

        У меня просьба к вам.
        Вам виднее конечно. Когда делаете обращение в банки, организации…. делайте пожалуйста анонс. Если ретвиты или посты с протестом в адрес таких выделений крупных сумм будут эффективны, то я лично присоединюсь. Может быть другие присоединятся.

        Ответить
  5. Miran Законопослушный Страшный Адвокат Michael

    Уважаемые модераторы! В Великом тюрменистане не проводится АМНИСТИЙ ВООБЩЕ, только ПОМИЛОВАНИЯ, которые преподносятся как МИЛОСТЬ, НЕТ НЕ ВСЕВЫШНЕГО, а ПОДОНКА!!!!!
    ВОТ ТАК И СУЩЕСТВУЕТ ВСЯ «НЕЗАВИСИМАЯ НЕЙТРАЛЬНАЯ С…РАНА»!!!!!

    Ответить
  6. Телекечи

    Статью нужно назвать — «Гражданин и корреспондент независимого издания пытавшийся раскрыть предумышленный сговор сотрудников ВОЗ с режимом диктатора по сокрытию пандемии, COVID-19 был подвергнут преследованию и незаконному осуждению.» все эти претензии смело адресовать комиссии ВОЗ ООН и пусть они вызволяют узника совести который обнаружил коррупцию в их структурах.

    Ответить
    • Аноним

      Он не корреспондент, а простой человек, который просто опубликовал чужое фото.

      Ответить
      • Аноним

        Он даже не публиковал а просто передал его.

        Ответить
  7. Аноним

    сами позорят страну перед всем миром сажая обычных неравнодушных граждан. если тм повезет и сменится власть, то ася эта семейка отправится за решетку пожизненно

    Ответить
  8. Казы

    И что теперь?! Неужели все эти Рабочие комитеты и комиссии ООН. Спецдокладчики ООН проглотят эту лажу-ответ Туркменистана?! Тут ежу понятно, что парня посадили в назидание остальным. И если ООН промолчит в ответ на эту пустышку, то в Туркменистане практика заточения в тюрьму корреспондентов и гражданских активистов по сфабрикованным обвинениям продолжится и дальше.

    Ответить
  9. Batyr Atdaew

    Maňa 50 müň dollar tölesin, men OONsiz boşadaryn. Garantiya beryan.

    Ответить
    • Mustapa

      Saňa 50 müň dollaryň deregine 50 santylyk ýabyň sikini agzyňa berseler nähili?

      Ответить
      • Batyr Atdaew

        Men agzyma dine Arkadagyn sikini alyaryn. Ona gotume sizin tekliplerinizi gozden gecirmage tayyn.

        Ответить

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также

Яндекс.Метрика