Праздник, отмеченный в календаре 8 марта, появился в начале 20-го века как день солидарности женщин в борьбе за свои права и эмансипацию. Но в этом мире есть страны, где дискриминация женщин, девушек, девочек продолжает оставаться нормой. И в списке таких стран стоит Туркменистан.
В Туркменистане секса нет?
«Туркменистан не выполняет свои международные обязательства, предусмотренные Пактом, в части сексуального и репродуктивного здоровья» — так озаглавлен главный раздел доклада, который представили профильному комитету ООН исследовательницы из Бельгии и США вместе с ориентированным на Туркменистан фондом «Прогрес».
Что имеется в виду? С приходом на президентский пост Сердара Бердымухамедова общественная политика в стране стала консервативнее. Самый яркий пример: в 2022 году опубликовали закон, по которому аборты на сроке после 5 недель беременности считаются уголовным преступлением. Искусственное прерывание беременности могут разрешить по медицинским показаниям до 22-й недели и только с одобрения целого консилиума врачей.
Срок беременности считают не от дня зачатия, а от начала цикла, в который она наступила. Средняя продолжительность цикла составляет 21–35 дней, то есть у части женщин за 5 недель может даже не наступить задержки. Также не у всех она происходит в первый же месяц. А еще задержка случается из-за стресса или болезни, поездки и перемены климата. Не каждая женщина сочтет за повод немедленно сделать тест, если месячные не наступили в строго конкретную дату. Наконец, не все тесты способны определять беременность на раннем сроке. Получается, что в установленный законом период для проведения аборта многие даже не успеют о нем подумать.
Знают ли об этом сами девушки и их партнеры? Понимают ли они, что близкие отношения без контрацепции могу закончиться уголовным делом?
На наш взгляд, стоит рассказывать старшеклассникам о подобных рисках и способах от них уберечься в рамках школьной программы и продолжать через просветительские проекты для молодежи и даже взрослых, если государство заботится о здоровье половины своего населения. В этой части доклад также отмечает проблемы.
ЮНЕСКО считает комплексное сексуальное образование (КСО) решающим для сексуального и репродуктивного здоровья. Речь также идет о том, чтобы бороться с половыми инфекциями, ВИЧ и насилием.
На сегодняшний день в туркменских школах есть лишь подобие сексуального образования, где главный «рецепт» — это воздержание до брака. Но, как показывает статистика, такой образовательный подход ведет не к «целомудрию», а, наоборот, к более ранним и рискованным сексуальным контактам. Ведь подавляющее большинство юношей и девушек просто не понимают и не осознают всех возможных последствий, не знают способов их предотвращения, а чувства не запретить, гормоны не удержать.
Груз проблем чаще всего ложится именно на девушек или женщин. Беременность в юном возрасте или на фоне болезни чревата серьезными осложнениями, повышает уровень материнской и младенческой смертности при родах, а подпольные аборты нередко заканчиваются трагически. Исключений для жертв изнасилований и/или инцеста закон об абортах не предусматривает.
При этом беременность вне брака в туркменском обществе порицается. Случаи, когда матери выбрасывают или продают новорожденных — это не только их личный выбор, но и прямое следствие всех запретов.
Отсутствие КСО повышает и распространенность инфекций, в том числе ВИЧ. То, что в Туркменистане якобы нет ВИЧ, является байкой, и она распространяется с тех пор, когда об этом заявил еще первый президент страны Сапармурат Ниязов: мол, в стране есть всего два ВИЧ-положительных человека, и оба они находятся под надзором властей. Неправда! Turkmen.news известны десятки людей, состоящих на учете в СПИД-центрах по всему Туркменистану и получающих антиретровирусную терапию.
Без контрацепции заболевания, передающиеся половым путем, также проще подхватить девушкам, но и их партнеров патогены не обойдут стороной. Особенно если девушка постесняется рассказать, что у нее уже «кто-то был». А если инфекции не пролечить до наступления уже плановой, желанной беременности, то возникают риски для плода.
Что могут сделать отец, муж, брат? Если государство не предоставляет КСО, делиться важной информацией нужно в семье. Независимых ресурсов в Туркменистане мы также не нашли, но они есть у соседей: например, созданный в Казахстане при поддержке ЮНЕСКО ASPAN и его чат-бот в телеграме. Вы можете поделиться с близким человеком ссылкой или отобрать материалы, которые считаете уместными. Попросить обсудить деликатную тему с дочерью можно жену. Но еще важнее может оказаться разговор с сыновьями и другими молодыми родственниками, чтобы они не навредили здоровью своих подруг и своему собственному.
Кто хранит семейный очаг
Еще одна заметная сфера, где туркменки могут сталкиваться с проблемами, — это их с мужем семья. Даже официальные лица Туркменистана признают, что заметная часть женщин в стране сталкивается с насилием со стороны супруга: по их данным, 12%. Скорее всего, число занижено, ибо проблема считается постыдной для обсуждения, а иногда — «незначительной».
Женщины могут оставаться в браке с мужчинами, которые их бьют, потому что зависят от них финансово и не видят других способов обеспечить детей. Согласно итогам переписи населения за 2022 год, иждивение — основной источник доходов для 44% женщин в стране против 35% мужчин. Положение усугубляется, если в семье много детей и женщина почти не выходит из декрета, — а именно к этому ее активно побуждают и культура, и государство.
Как поясняет проект из Узбекистана НеМолчи.Уз, в семьях, где происходит насилие над женщинами, оно часто распространяется и на детей, независимо от пола. Организация ссылается на исследования: люди, которые пережили насилие в детстве, сталкиваются с негативными последствиями во многих сферах во взрослом возрасте — в том числе меньше живут из-за хронического стресса. Девочкам после пережитого насилия может быть сложнее защищать себя в будущем или чего-то добиваться, а мальчики с повышенной вероятностью сами будут проявлять агрессию.
Предотвратить проблему может работа над отношениями в семье, и здесь важно участие отцов, а не только матерей. Мирные способы общения супругов друг с другом и воспитания детей могут подсказать психологи, представители духовенства, старшие родственники, умудренные опытом.
К сожалению, последние не всегда помогают, а иногда и вредят. Один из показателей равенства женщин и мужчин — объем неоплачиваемого труда по дому, который они выполняют. В среднем по миру девочки и женщины тратят на такой труд каждый день на 2,3 часа больше, чем мужчины. Это время они могли бы уделить отдыху, образованию, творчеству, работе за деньги и так далее, но лишаются этих возможностей из-за непропорционального распределения семейных ролей.
Это касается не только женщин, которые, в принципе, заняты только хозяйством, но и тех, кто работает по дому «во вторую смену». В Кыргызстане, например, занятые на оплачиваемой работе женщины тратят на домашние обязанности в 6,5 раз больше времени, чем мужчины.
По Туркменистану данных, как всегда, нет. Но можно не сомневаться, что ситуация похожа, и центральное место в ней занимает отношение к невесткам. В традициях прошлого им отводилась чуть ли не рабская роль в семье: невестка должна была обслуживать не только мужа и детей, но и свекровь и золовок, причем не смела им перечить. Для этого она даже прикрывала рот краем платка — так называемым яшмаком. Впрочем, такая традиция не только не ушла в прошлое, но и сохраняется. Более того, подчинение невесток даже продвигают первые лица государства.
Однако насколько эти традиции действительно характерны для туркменов? Этнографы считают, что они распространились ко второй половине 19-го — началу 20-го века. Большую часть нашей истории, которой много тысячелетий, разделение ролей между мужчинами и женщинами не было таким жестким.
Занятость и гендерный разрыв
В современном Туркменистане есть много показателей, которые, на первый взгляд, свидетельствуют о равенстве полов — например, уровень образования и безработицы. Да, девушкам доступна учеба в среднеспециальных и высших учебных заведениях наравне с юношами, но при этом девушек чаще поощряют учиться «типично женским» и менее оплачиваемым профессиям, их реже назначают руководителями, так что уровень их дохода все равно оказывается ниже. А женщины из бедных семей нанимаются «помощницами» в обеспеченные семьи и, таким образом, в этих семьях часть обязанностей по дому переходит не на жену, невестку или дочь, но тоже на женщину и за низкую оплату.
Вместе с проблемой насилия, ограничения репродуктивных прав и прав на автономию, например, вождения авто, все это делает положение туркменок значительно хуже, чем мужчин в стране. Так называемый гендерный разрыв для Туркменистана не рассчитывается, но даже у самого прогрессивного в этом отношении соседа — Казахстана он составляет 29%.
В Туркменистане местные традиции, нормы ислама, советское наследие и современные реалии наслоились друг на друга и превратились в сложную картину. Одни нормы поддерживают женщин, другие — закрепощают. Часто против женщин оборачивается именно сочетание этих норм. Например, большинство женщин заняты на оплачиваемой работе, как было в СССР и устроено в мире сейчас, и одновременно выполняют роль домохозяйки, как диктуют некоторые культурные и религиозные обычаи.
Однако есть обстоятельство, которое может быть особенно интересно для Туркменистана. Более высокий процент женщин в управлении ведет к уменьшению коррупции. Это не значит, что женщин-коррупционеров не существует — дурных примеров в стране хоть отбавляй. Улучшение происходит тогда, когда женщины представлены во власти массово и руководят разнообразными сферами. Это значит, что деньги и престижные должности женщины заберут не у обычных мужчин, а у кланов коррупционеров.
Возможно, 8 марта может быть поводом не только подарить цветы любимым женщинам и дочерям, но и обсудить, как сделать общее будущее более полноценным и свободным.
Всё от нищеты и необразованности Туркменского народа.
Cпасибо за то, что подняли столь важную для женщин тему.Бесправие присуще подавляющему большинству населения нашей страны, но женщины находятся в еще более худшем положении. Как и много веков назад, сегодня в Туркменистане девушек продают замуж, а не выдают по любви. Даже если между юношей и девушкой есть какие-то чувства, то все равно без калыма свадьбы не будет. Семья, купившая сыну невесту, всегда будет относиться к ней как к рабыне, как к вещи, как к прислуге, которая не должна открывать рот ни при старших из новой родни, ни при незнакомых мужчинах. В нашем поселке был случай, когда мужчина изнасиловал девушку, а когда та заявила и мужика-насильника осудили, то весь поселок упрекал жертву в том, что она засудила «хорошего человека». Насилие в семье — это отдельная тема. У женщины в полиции не примут заявление на побои со стороны мужа, а попросту выгонят словами: бар гит, не убил же! И вы правы еще в том, что у нас нет независимой прессы, куда женщины могут обратиться со своими проблемами и бедами. Женская организация имени Гурбансолтан эдже — этополная ерунда, она обслуживает власть.
«Однако есть обстоятельство, которое может быть особенно интересно для Туркменистана. Более высокий процент женщин в управлении ведет к уменьшению коррупции.»
Это что еще за чушь???
Это что, женщины в среднем честнее мужчин, получается?
Причина в том, что женщины находятся на формальных должностях и умеют только кофе приносить и костюм начальника в химчистку занести. Будь у слабого пола реальный доступ к бюджетам, они бы весь wildberries скупили и коррупция еще хуже была 😀
И что плохого, что женщины содержат дом в чистоте?
Мужчины больше работают и больше зарабатывают, у мужчин больше шансов получить хорошо оплачиваему работу.
Если делить обязанности поровну — оба супруга будут зарабатывать по $1000, если работает только мужчина, а все дела по дому берет на себя жена, он будет зарабатывать $3000, а женщина $0. В среднем получается по 1500 баксов, а значит оба в выигрыше.
Скоро на этом вашем западе, Руслан, родители будут с детей плату взымать, за то что воспитывали 18 лет. Семья вне капиталистических отношений, настоящая семья это про отношения, про то чтобы быть с теми кого любишь.
Cпасибо
Плоды независимости. Но это опять не опубликуют. Советская Власть освободила женщин Востока от рабского положения, а «независимость» опять ведет страны к средневековью.