ОБСЕ раскритиковала парламентские выборы в Туркменистане

Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) ОБСЕ опубликовало итоговый отчет по парламентским выборам, состоявшимся в марте 2023 года в Туркменистане. Эксперты пришли к выводу, что на выборах отсутствовала реальная конкуренция и плюрализм. Кандидаты не могли баллотироваться свободно, а те, кто баллотировались, не предлагали настоящих политических альтернатив действующей власти.

В докладе отмечается, что СМИ в Туркменистане жестко контролируются государством, а доступ к интернету крайне затруднен. Из-за этого избиратели не могут получать достоверную информацию, которая помогла бы им сделать выбор. Избирком не обладает достаточной независимостью, а в организации выборов присутствуют существенные недостатки.

Власти страны ранее обещали сделать выборы более доступными для инвалидов. Но, как заключили в БДИПЧ ОБСЕ, это обещание так и не было исполнено.

Аналитики ОБСЕ разработали для властей Туркменистана рекомендации по улучшению процесса выборов. Среди них — предотвращение семейного голосования, голосования по доверенности, вбросов бюллетеней и манипуляций с явкой избирателей; составление постоянного, централизованного, регулярно обновляемого списка избирателей; масштабное обучение членов избиркомов подсчету голосов и подведению итогов; четкое отделение кандидатов от действующего режима и его конкурентов; свободная организация политическими партиями собственных предвыборных мероприятий; обеспечение свободы СМИ; обеспечение независимости избиркомов на всех уровнях.

Выборы в Меджлис (парламент Туркменистана) в марте 2023 года прошли после очередной парламентской реформы. Эти реформы стали частью процесса передачи власти от второго президента Гурбангулы Бердымухамедова третьему — его сыну Сердару. Сначала в 2021 году в стране создали двухпалатный парламент, в котором верхней палатой стал Халк Маслахаты (ранее отдельный внепарламентский орган), а нижней — Меджлис (ранее просто парламент). Халк Маслахаты возглавил Бердымухамедов-старший, хотя это нарушало Конституцию: совмещать президентскую и парламентскую должности нельзя.

В марте 2022 года президентские выборы, как было объявлено, выиграл Бердымухамедов-младший. Его отец остался главой Халк Маслахаты. А затем в январе 2023 года парламент вновь разделили. Халк Маслахаты стал отдельным органом, а Меджлис — однопалатным парламентом. Именно после этого и были проведены выборы. Они проходили по обычной схеме для Туркменистана. Кандидаты назначались сверху, никто из них не высказывал критики в адрес действующего режима. Работников бюджетных организаций обязывали посещать выборы, снимая их для репортажей национального телевидения.

Ни в Халк Маслахаты, ни в Меджлисе Туркменистана нет оппозиции. Депутаты полностью поддерживают отца и сына Бердымухамедовых. Так, на недавнем заседании Халк Маслахаты Сердару присвоили звание Героя Туркменистана.

Меджлис, по наблюдениям источников turkmen.news, стал пристанищем для многих бывших высокопоставленных лиц и родственников действующих чиновников. Там они могут пользоваться всеми преимуществами близости к власти, при этом не имея особых обязанностей и не попадаясь лишний раз на глаза президенту.

ПОДЕЛИСЬ ЭТОЙ СТАТЬЕЙ

2 комментария

  1. Рашид Мередов

    В Туркменистане само определение выборы отсутствуют. Правильно было бы сказать назначения.

    Ответить
  2. Не голосовал ни разу

    Выборы? В Туркменистане? Да вы что? Там никто не ходит на голосование по своей воле. Бюджетников под угрозой увольнения с работы заставляют. Студентов и солдат срочной службы гонят строем.А вместо тех, кто сабботирует выборы или просто не приходит на голосование, бюллетени в урну пачками опускают сами члены избирательной комиссии. Вот и проходят в парламент и в президенты нужные люди! Вот и получаются 90 с лишним процентов «за». Не выборы, а игра в выборы. Со своим режиссером, главными исполнителями, артистами и массовкой.

    Ответить

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также

Яндекс.Метрика