Принудительный труд, или Почему туркменские базары полны текстилем мировых брендов

В начале сентября туркменские рынки неожиданно оказались заполненными различной продукцией из местного текстиля с лейблами известных марок. Джинсы Levi’s, Zara, Bershka, Pull&Bear, Nautica, Montana, Marc Ecko и другие продаются  прямо с грузовых тачек и в общей куче рядом с морковью, свеклой и другими овощами. На всех джинсах имеются этикетки «Сделано в Туркменистане».

Качество текстильной продукции наивысшее. Все бирки изготовлены с учетом западного рынка, с указанием размеров и инструкций по уходу в соответствии со стандартом западных стран. Видно, что продукция изготавливалась на экспорт, однако до покупателя не дошла, оказавшись на базарах Мары и Туркменабада. На некоторых товарах, например, упаковке белых маек (3 шт.) под брендами U.S. Polo Assn., Giovanni и Hanes, даже указана рекомендуемая цена в валюте – $16. На туркменских рынках они продаются по 5 манатов ($1-1.5, в зависимости от используемого курса валют).

В Мары джинсы стоят от трех до десяти манатов, смотря какой бренд. Ими торгуют с грузовых машин на местном базаре «Лялезар». Джинсы под известными марками Footaction и Silver Star продаются по 10 манатов, имеются все размеры.

Наблюдатели АНТ в регионе говорят, что такого изобилия дешевой и качественной джинсовой продукции, произведенной в Туркменистане, они прежде никогда не видели. Все уходило на экспорт, а местное население довольствовалось турецким ширпотребом по цене в разы дороже.

«Население покупает этот текстиль помногу и впрок, так как за такие деньги и такого качества да еще под такими брендами его нигде не купить. К примеру, джинсы, привезенные местными коммерсантами из Турции, стоят от 50-ти до 100 манатов», — сообщает источник АНТ в Мары.

По мнению наблюдателей в Туркменистане, массовый выброс брендового текстиля на местные базары связан с отказом ряда мировых компаний закупать туркменский хлопок или продукцию из него по той причине, что при сборе хлопка используется принудительный труд. В феврале 2016 года компании H&M, Inditex и VFC подтвердили шведским журналистам, что прекратили сотрудничество с туркменским поставщиком – Туркменбашинским джинсовым комплексом. Такие бренды как Zara, Bershka и Pull&Bear как раз и принадлежат компании Inditex, а компания VF Corporation владеет торговой маркой Nautica.

Большинство обнаруженных на туркменских рынках брендов принадлежат компаниям, являвшимися заказчиками Туркменбашинского джинсового комплекса. После прошлогоднего мониторинга АНТ, в котором мы перечислили всех клиентов комплекса, информация о них с сайта фабрики была удалена, но скриншоты у нас остались. На вопрос шведских журналистов, покупают ли они туркменский текстиль, остальные компании не ответили, поэтому сложно сказать, почему их продукция также оказалась на туркменских базарах.

Следует также заметить, что весной этого года Конгресс США принял поправки в Закон Смута-Хоули о тарифе от 1930 года, известном в мире как Тарифный закон. Согласно этому документу, американская таможня обязана преграждать доступ в американские порты товарам, изготовленным с использованием принудительного труда. Возможно, это и является причиной того, что на рынках Туркменистана появился дешевый текстиль под брендами Levi’s, Footaction, Marc Ecko и Nautica. Либо компании США просто решили не иметь дела с Туркменистаном, где по-прежнему широко применяется принудительный труд.

ПОДЕЛИСЬ ЭТОЙ СТАТЬЕЙ

1 Комментарий

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также

Яндекс.Метрика