Похоже, ведущие вузы Туркменистана по-прежнему ассоциируют работы своих преподавателей как минимум с макулатурой, а то и с неперерабатываемыми отходами. Такой вывод можно сделать, если открыть свежие номера «мусорных» российских журналов. Туркменских исследователей и студентов продолжают гнать туда толпой ради якобы высоких показателей, а в некоторых случаях в них забираются и деканы. Между тем даже при всех ограничениях и проблемах туркменской академии в ней остаются и появляются способные исследователи — и недавно их работы победили в международном конкурсе. О мнимых и подлинных достижениях туркменских ученых — в новом материале turkmen.news.
Пополнение на свалке
Каждый месяц turkmen.news обнаруживает фамилии туркменских исследователей в псевдонаучных журналах. Обычные их признаки — отсутствие рецензирования и аккредитации в индексах и рейтингах, широкий разброс тем, формальное рецензирование, если оно вообще имеется, а также непрофессионализм в базовых вещах — например, издательство зарегистрировано в жилом доме, а на сайте полно грамматических ошибок.
Мы уже рассказывали о нескольких «мусорных» журналах из России. За счет публикаций в «Символе науки» и «Образовании и науки в XXI веке» рисовали невероятные показатели сотрудники Туркменского государственного института финансов; в «Науке и мировоззрении» опубликовалась дочь главы МИД Рашида Мередова — Лейла Мередова, чей текст по психиатрии, кстати, был заметно содержательнее «среднетуркменского». А недавно мы открыли «Академическую публицистику», где одни и те же шесть сотрудников Международной академии коневодства имени Аба Аннаева в разных комбинациях осветили темы от архитектуры и геологии, химии и экономики до философии и психологии.
И вот очередное пополнение списка — журнал Eo ipso и его четыре «брата-близнеца» издательства «Научная артель», все — с претенциозными латинскими названиями. Eo ipso означает «тем самым», A posteriori — «полученное из опыта» (знание), Cognitio rerum — «познание вещей», Ceteris paribus — «при прочих равных», In situ — «по месту» (исследования). За исключением названия, эти журналы не отличить друг от друга: все посвящены «обсуждению новейших вопросов научных исследований», покрывают 20 с лишним тем, включая физику, ветеринарию и искусствоведение, а публикации подтверждаются в течение полутора суток при оплате 400 рублей, то есть около 4 долларов.
Журналы издательства «Научная артель» выглядят как идеальная среда для размножения публикаций, произведенных in situ академии коневодства. И действительно, знакомые и новые имена есть в июльских номерах, например, Eo ipso и Cognitio rerum. К сожалению, авторы из других туркменских вузов там тоже засветились: сельскохозяйственного, иняза, медицинского, пограничного, архитектурно-строительного — всего около десятка…
Срочно в номер
Да и если заглянуть в свежие номера уже «разоблаченных» журналов, то в них по-прежнему можно найти наших ученых. Например, декан факультета менеджмента ТГИЭУ А. Чарыев опубликовал сразу две статьи в июльском «Символе науки». Обе почему-то посвящены России.
В одной он собирается говорить о важности инноваций, но вместо этого пересказывает банальности цифрового потребительского маркетинга десятилетней давности. В другой замахивается выделить важнейшие тенденции цифровизации мировой экономики, но на это есть лишь намеки, при этом пропущены куски текста и упомянутые иллюстрации. Заканчивает декан многозначительно:
«Конкурентоспособность и качество современных продуктов определяются не реальными производственными процессами, а ИТ-технологиями. Доля Китая на рынке в 20 раз меньше. В 2016 году мировой рынок программных услуг оценивался в 1,1 трлн долл».
На всякий случай: до этого в тексте перечислялись периоды глобализации мировой экономики, которые никак не помогают понять последний абзац.
В том же номере кандидат медицинских наук старший преподаватель ТГМУ Язгылыч Яванов (Яван) и А. Яванов из ТГУ — видимо, родственник — осветили роль носимых устройств и сенсоров в современном мире. В их полуторастраничном труде больше фактов, чем в обеих статьях Чарыева вместе взятых. Тем не менее тезисы вроде «они способны отслеживать частоту сердечных сокращений, уровень физической активности, качество сна и даже уровень глюкозы в крови» более уместны в каталоге интернет-магазина, чем в научной статье. Каким образом носимые устройства повлияли на здравоохранение, при каких диагнозах они распространены — данных исследований и ссылок к.м.н. и соавтор не приводят.
Статьи разного уровня преподавателей и студентов из Туркменистана выглядят в среднем примерно одинаково: источников мало, и они редко глубокие; тезисы и рассуждения не подкреплены фактами, логичные куски перемежаются с нелогичными, бывают ошибки.
Напомним, Гулбешер Бабаев — проректор по научной работе ТГИФ, родственного ТГИЭУ вуза, — запретил коллегам печататься в «Символе науки» после одной из публикаций turkmen.news. Возможно, в каких-то вузах теперь запретят и издания «Научной артели».
Но эти единичные меры и запреты — как мертвому припарка. Вообще говоря, в разоблачениях не было бы нужды, если бы преподаватели и чиновники от образования один раз проверили давно опубликованный список журналов, исключенных из Российского индекса научного цитирования. Если российская академия считает эти свои издания «мусорными», чего ради туда косяком идут академики туркменские? Да еще и гордятся купленными и некачественными публикациями!
Удачный опыт
А о причинах turkmen.news также уже писал: это крайняя зацикленность системы высшего образования и науки Туркменистана на формальных внешних показателях. Чиновники и руководство вузов гонятся за количеством публикаций, а не за их качеством, так что сотрудники лишь изворачиваются, а не исследуют. Вместо достойной оплаты научной работы их гонят на неоплачиваемые субботники и «чаре», а потому в большей части так называемых научных текстов перепечатываются звучащие на этих мероприятиях лозунги, а не предлагаются свежие идеи.
Но надежда на просвещенное будущее у страны, конечно, есть. И неравнодушные люди продолжают делать к нему шаги.
Например, 17 июля «Туркменпортал» рассказал, что работы из Туркменистана были высоко отмечены в международном конкурсе «Лучшая научная статья-2025». Конкурс провели совместно Каспийский институт морского и речного транспорта имени генерал-адмирала Ф.М. Апраксина (Астрахань, Россия) и научное издание того же вуза «Каспийский научный журнал».
Победной оказалась категория «Психология. Педагогика». В число лучших вошли Язгурбан Ишанова и Сойли Оразова, Айджемал Хаджиева и Меретдурды Меретдурдыев, Гульрух Гурбанова из Туркменского государственного университета имени Махтумкули, а также Мехрия Розыева и Арслан Чарыев из Международного университета гуманитарных наук и развития.
Да, можно задаться вопросом, насколько близки психология и водный транспорт. Но психология и педагогика — одно из трех, а не тридцати трех направлений вуза и журнала. «Каспийский журнал» цитируется в РИНЦ, проводит полноценное двойное слепое рецензирование и не замечен в списке «мусорных». Так что поздравить перечисленных авторов действительно стоит.
А в начале лета лучшие преподаватели страны дали интервью «Туркменпорталу», где рассказали о своей карьере, приоритетах и лучших практиках. В том числе они назвали издания и мероприятия, с которыми работали, — вполне профессиональные и уважаемые, за исключением «Науки и мировоззрения».
Туркменская наука заслуживает намного большего, чем быть ассоциированной с эпитетом «мусорный», и ее представители не раз это доказывали. Однако чтобы нормальная работа и даже международные победы стали нормой, чиновники должны создать для исследователей подходящие условия, а последние — вспомнить о собственной гордости и достоинстве.





Все эти публикации туркменских ученых в бросовых коммерческих российских журналах — это еще один вид понтовства. Причем, это понтовство стоит денег. Ученые платят деньги за то, чтобы их «научные работы» увидели свет в подобных журналах.Представляю, как эти лже-ученые хвастаются друг перед другом своими публикациями в зарубежных журналах. Понты! Одни понты. И эти понты исходят от национального лидера. Гурбангулы тот еще понтовщик и рисовщик. Он уже 60 книг написал. Он и машину сам конструирует. И вертолетом управляет, и танком, стрелок мерген, ножи метает в цель. Рэмбо. Поэтому не удивляюсь, что его дурному примеру следуют тупые ученые. .
Туркменские ученые😂😂😂
Какой лидер нации такие и ученные. У лидера нации клоунские достижения где он звезда Ютуба, а у учённых такие же научные открытия, которые только в Мурзилке публиковать. Эщекстаном пора переименоваться.
Насвай, из куриного помета😁
Я студент. Учусь в туркменском вузе. Оценки хорошие. Знания тоже. После окончания учебы я хочу стать учёным в Туркменистане. Кто-нибудь объясните, пожалуйста, что мне надо для этого сделать? Много у кого спрашивал, но никто не знает. Многие не могут точно ответить, а многие говорят, что и там нужен блат, знакомые, надо заплатить взятки, ля-ля-тополя. Это правда или нет? Хочу знать, стоит ли оно того. Куда мне двигаться и как? Магистратура, аспирантура и т.д. Академия наук или что? Объясните мне шаг за шагом, пожалуйста. Благодарю вас!
Оно тебе надо!!!!
Честный ответ вам, вы в научном плане роста не увидите пока в такой стране. Максимум что могут сделать, отправить вас на какие-то международные конференции. Но в основных проектах интересных, захватывающих душу исследованиях вы учаивовать не будете, т. К. Их нет. Предлаоаю вам после магстратуры поступить в другую магистратуру, как минимум в России или Снг, максимум Англия, ЕС или Америка. По исследуйте разные стипендии международные на сайтах. Думаю, найдете стоющую для себя, не бросайте ваше желение учиться!! Не сдавайтесь
смысл быть учёным в тм?
быть учёным в тм — это всю жизнь хвалить и воспевать эту тупую семейку пердунмухамедовых.
если есть мозги беги оттуда и переезжай в цивилизованный мир
Ты главное по течению плыви, а то вдруг скажут нырять😆
У каждого вуза есть план по публикациям, с каждым годом он увеличивается. Они этот план распределяют по преподавателям и студентам. Ничего не давая взамен, они требуют выполнения этих планов. И все публикуются кто как может. Кто может, те «заказывают» или «покупают» статью в туркменских газетах, журналах и интернет изданиях, а кто не может те ищут альтернативные выходы вроде вышеупомянутых. Зачастую это те, кто хочет сэкономить денег. Ведь если в зарубежных сайтах можно дешево или бесплатно опубликовать свою статью, то в туркменских изданиях цены начинаются от 300 манат и выше, в зависимости от размера и сложности. Это конечно не легально, а деньги идут как взятки.
Философско-риторическим остаётся вопрос: «Можно ли винить за это преподавателей и студентов?»
По моему, нельзя. Так как в стране под названием Туркменистан, где коррупция, кумовство и несправедливость на каждом шагу, это является не таким уж и грешным поступком, по сравнению с тем, что делают другие вокруг. И как быть бедному преподавателю с нищенской зарплатой или студенту с копеечной стипендией, что после тяжелой работы, учебы, ужасных условий труда, отвратительным климатом в стране, токсичной атмосферой в коллективе, чяре, диктатурой и т.д.? Наука как растения — будет расти, если ухаживать, поливать, удобрять, ставить на солнце и т.д. Растения не растут в подвале, где время от времени кто-то плюёт на них сверху.
«студенту с копеечной стипендией»
стипендия уже насколько лет нет почти во всех вузах, обучение платные
Туркменская наука? Автор! Это Вы о чём? Если в Туркменистане есть хоть какая-нибудь наука, за исключением «Теория получения и дачи взятки с воплощением её в реальность», то назовите хотя бы одно какое-нибудь научное открытие, совершённое туркменскими «учёными» в этой научной области.
Математика у нас хорошая, правда не развиваем. У нас вполне есть сильные профессора, которые могли бы решать нерешенные задачи столетия, или создавать новые топологические идеи для продвижения этой науки как такого. Просто нужен толчок.