Bloomberg, по сути, отвечает на недавнее заявление МИД Туркменистана. Министерство редко публикует сообщения для прессы, но 24 июля сочло нужным объявить, что строительство Транскаспийского газопровода, вопреки сообщениям ряда СМИ, является возможным. В МИД объявили:
«Туркменистан убежден, что каких-то политических, экономических, финансовых факторов, препятствующих осуществлению строительства газопровода не существует. Напротив, Транскаспийский трубопровод является абсолютно реалистичным проектом, обоснованным с экономической точки зрения, способным внести ощутимый вклад в обеспечение энергетической безопасности в Евразии, обеспечить долгосрочный и бесперебойный доступ к источникам сырья для европейских потребителей, при соблюдении очевидных выгод и интересов транзитной стороны».
В свою очередь, аналитики Bloomberg считают, что Туркменистан потенциально имеет хорошие возможности для поставок газа на мировые рынки, однако этому мешают многие факторы. В частности, страна исторически нацелена на сотрудничество с Россией, которая как раз и «освободила» европейский рынок, попав под санкции. А вот связи со странами Европы у Туркменистана налажены плохо. Хотя, кстати, в этом году планируется визит президента Туркменистана в Брюссель для встречи с руководителями институтов Евросоюза.
Вопросы разграничения морского дна между Туркменистаном и Азербайджаном не решены. Стоимость проекта составит до 2 миллиардов долларов, и не до конца понятно, как страны поделят между собой смету. Строительство Транскаспийского газопровода может занять годы. Тем временем европейские покупатели налаживают поставки из США и Катара. Более того, аналитики считают, что уже через 15-20 лет Европа перейдет на альтернативные источники энергии.
Кстати, Bloomberg пишет, что не смог получить комментарии в министерстве энергетики Туркменистана и госконцерне «Туркменгаз», что еще раз доказывает, что страна не очень приспособлена к взаимодействию с европейскими партнерами. Там оперативное взаимодействие со СМИ значит очень многое.
Еще один момент, не отраженный в материале Bloomberg, — коррумпированность и непрофессионализм туркменских чиновников и газовиков. Руководители назначаются на должности не в зависимости от компетентности, а благодаря связям. На любом проекте, от строительства новых мощностей до текущего ремонта, кто-то старается «заработать». Доходит до прямого вредительства: отказа от замены дорогостоящих датчиков, закупки низкокачественных химикатов. Как результат, минувшей зимой на месторождении «Галкыныш» произошла авария, из-за которой на несколько дней были прерваны поставки газа в Узбекистан.
В результате Туркменистан не только не унаследовал у России европейский рынок, но и проиграл «Газпрому» конкурентную борьбу в Азии. Россия за минувший год подписала соглашение о сотрудничестве в газовой сфере с Узбекистаном и Казахстаном, а также опередила Туркменистан по объему поставок газа в Китай.
Страх перед старшим братом сидит и у старого Аркадака, и у его сынка-президента, поэтому Транскаспий будет строиться только тогда, когда браток старшой, то бишь сестра старшая, разрешит что-то делать на Каспии. А если ослушаются берджуны, то будут выпущены Калибры по газопроводу каспийской флотилией РФ.
А что-нибудь полезное этот старший брат-гермафродит делать умеет?
Если Туркменистан задумает поставлять газ в ЕС, Путин может вспомнить об ущемлённых правах русскоязычных жителей.
Никому этот газопровод не нужен. Туркменистан упаковали в его коробочку до лучших времен, пока население не вымоет и не оставит эти территории для своих соседей, которые благополучно расчленят его в будущем.