МИД России направил в МИД Туркменистана ноту, в которой выражает обеспокоенность в связи с массовым закрытием русскоязычных отделений школ. Об этом 15 сентября сообщили на официальном сайте ведомства.
«Посольство России в Ашхабаде обратилось к туркменистанской стороне за разъяснениями по данному вопросу, — говорится в заявлении ведомства. — До настоящего времени ответ не получен. В этой связи МИД России направил ноту в МИД Туркменистана с просьбой прояснить ситуацию в целях восстановления русскоязычных классов, что отвечало бы положениям Договора о дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Туркменистаном от 23 апреля 2002 года, предусматривающего поощрение изучения русского языка в Туркменистане и туркменского языка в Российской Федерации».
Сейчас, спустя примерно сутки после публикации этого заявления, на сайте МИД Туркменистана ответа на него нет. В МИД РФ выражают надежду, что в конечном счете «туркменистанская сторона в духе традиционно дружественных отношений между двумя странами не допустит сокращения сферы образования на русском языке».
В конце августа turkmen.news первым сообщил о том, что в Ашхабаде за пару дней до начала учебного года закрыли русскоязычное отделение школы №64. Около 1600 учеников оказались на улице, им надо было срочно искать другую школу. Родители учеников устроили стихийный митинг, который был разогнан полицией. Администрация школы пояснила, что из-за переполненности русскоязычного отделения в школе невозможно соблюдать повышенные санитарные требования, введенные из-за опасности COVID-19 (проникновение которого в страну власти отрицают).
8 сентября ситуацию прокомментировали в посольстве России. Дипломаты подчеркнули, что, по их данным, русскоязычное отделение под предлогом санитарной необходимости закрыли не только в 64-й школе, но и в ряде других учебных заведений Ашхабада.
Тем временем источники сообщили, что по всей стране была начата массовая проверка школ. Ее итогом стало отчисление из русскоязычных классов детей силовиков. Благодаря влиятельности родителей они с легкостью попадали в «русские» классы, считающиеся элитными. Теперь сотрудники силовых и правоохранительных органов стараются до прихода проверяющих поменять в личных делах детей места работы родителей.
Наблюдатели отмечают, что в «русских» классах уже давно учатся в основном этнические туркмены, которые надеются в будущем поступить в вузы стран СНГ. Этнических русских в стране не так много, для них мест в русскоязычных классах хватило бы. Дефицит мест возник из-за того, что эти классы считаются престижными и позволяют рассчитывать на продолжение образования за рубежом. За поступление на русскоязычное отделение требуют крупные взятки, количество учеников в одном классе достигает 50 человек. Если «русских» классов станет меньше, то зарубежное образование станет для граждан Туркменистана гораздо менее доступным.
Туркмены и узбеки Ташауза-Лебапане только дают взятки за устройство своих детей в русские классы, но и активно ищут репетиторов по русскому языку для них. Теперь репетиторством занята и моя соседка татарка, владеющая русским на уровне уличного разговора, без грамматики там и правописания.Бердымухамедов не сдержал свое предвыборное обещание развивать трехязычие — туркменский, русский и английский.. Он стал закрывать русские отделения. Но нота МИД РФ вряд ли поможет вернуть русские классы в 62-ю школу.