30 марта 2022 года в Туркменистане был вынесен приговор десятерым гражданам, признанным виновными в контрабанде и торговле наркотиками. В деле фигурируют десятки килограммов опия, дорогие автомобили, десятки тысяч долларов и миллионы манатов. Официальные СМИ такого рода информацию не публикуют. Текст приговора редакции turkmen.news передал источник в МВД страны.
Главным фигурантом дела является 37-летний безработный житель города Гёкдепе Ахалского велаята Бегенч Борджаков. Следствие установило, что в 2017 году, работая дальнобойщиком, он впервые перевез из Турции или Ирана 6 килограммов опия-сырца и 9 тысяч таблеток трамадола. Впоследствии он оставил легальные грузоперевозки и сосредоточился на контрабанде запрещенных веществ.
В 2021 году Борджаков с помощью дрона неоднократно перебрасывал из Ирана в Туркменистан десятки килограммов опия, марихуаны и трамадола. В ноябре 2021 года он нелегально перешел границу на территории Балканского велаята. Помимо «наркотических» статей, Борджакову вменили незаконное лишение свободы и угрозу убийством. Установлено, что однажды он похитил человека, которого подозревал в краже наркотиков и золотых украшений. Наркоторговец связал похищенного, вывез в горы, избивал и угрожал.
Борджакова приговорили к 25 годам лишения свободы, из которых 5 лет он проведет в тюрьме Овадан-Депе, а 20 — в колонии строгого режима. Кроме того, суд обязал его пройти принудительное лечение от наркозависимости.
Одновременно были осуждены сообщники Борджакова:
-
- Ашир Гурбанбердыевич Аширов, 1969 года рождения, безработный житель поселка Гарадепе Эсенгулийского этрапа Балканского велаята. Приговорен к трем годам за укрывательство преступления.
- Ресул Аннамухаммедович Муратгельдыев, 1986 года рождения, безработный житель Ашхабада. Приговорен к 22 годам, в том числе к двум годам в тюрьме.
- Чарымухаммет Аннаоразович Тушиев, 1972 года рождения, безработный житель Гёкдепе. Приговорен к 21 году, в том числе к одному году в тюрьме.
- Мейлис Каковович Кыясов, 1990 года рождения, житель Гёкдепе, студент первого курса Института строительства и архитектуры (факультет дорожного строительства). Также приговорен к 21 году, в том числе к одному году в тюрьме.
- Аннагурбан Айдогдыевич Акмурадов, 1983 года рождения, житель Ашхабада, работал помощником в отделе снабжения строительно-монтажного управления №2 столичного хякимлика. Приговорен к 17 годам строгого режима и принудительному лечению.
- Мами Гурбанович Мамиев, 1989 года рождения, житель Ашхабада, работал начальником бетоносмесительной установки строительно-монтажного управления №2 хякимлика. Приговорен к 17 годам строгого режима и принудительному лечению.
- Байраммурад Ханмаммедов, 1986 года рождения, безработный житель Гёкдепе. Приговорен к 13 годам строгого режима.
- Ыбрайым Рахимбердыевич Селимов, 1992 года рождения, житель Безмеинского этрапа Ашхабада, студент пятого курса финансового института (факультет бухучета и аудита). Приговорен к 13 годам строгого режима и принудительному лечению.
- Гурбанмухаммет Хайдарович Хайдаров, 1979 года рождения, безработный житель Ашхабада. Приговорен к 14 годам строгого режима.
Выездное заседание суда проводилось в СИЗО AH-E/1 поселка Яшлык. С учетом условий в туркменских колониях и особенно в тюрьме Овадан-Депе для многих осужденных столь длительные сроки могут оказаться пожизненными.
Наркотрафик в Туркменистане был очень активен в 1990-е годы и в начале 2000-х. Наблюдатели утверждали, что этому нелегальному бизнесу оказывал покровительство лично первый президент Сапармурат Ниязов. Он приказывал не сажать тех, у кого было обнаружено небольшое количество наркотиков «для себя». А контрабандисты, поставлявшие в страну наркотики, формально получали огромные сроки, но через полгода-год выходили на свободу по помилованию и возвращались к прежнему занятию.
В те годы доза героина у дилеров стоила 15 тысяч «старых» манатов, а один доллар, по неофициальному курсу, равнялся 25 тысячам. Таким образом, дозу тяжелейшего наркотика можно было приобрести за 60 центов.
Второй президент, Гурбангулы Бердымухамедов, пришедший к власти в 2007 году, развернул обширную антинаркотическую кампанию. Он создал специальную Службу по борьбе с наркотиками, которая позднее была переименована в Государственную службу охраны безопасности здорового общества. Новая структура пользовалась безграничной властью, а ее жертвами нередко становились и невиновные люди, например, правозащитник Мансур Мингелов, дело которого было сфабриковано. В 2016 году службу упразднили и включили в состав МВД.
Помимо этого, по инициативе тогдашнего президента была создана специальная «нейтральная полоса» на границе с Узбекистаном, жители близлежащих к границе домов были вынуждены оставить свои жилища и переехать в другое место. В 2015 году был введен запрет на амнистию и помилование наркоторговцев (правда, из новой редакции Уголовного кодекса, принятой в 2022 году, этот пункт исключен).
Сейчас, по свидетельству источников, наркотики в Туркменистане стали менее доступными, чем в 1990-е годы, однако в целом проблему трудно назвать решенной. Запрещенные вещества по-прежнему сравнительно легко достать, и огромные сроки не пугают людей, которые решают «зарабатывать» таким образом. В том же приговоре говорится, что преступники сбывали опий-сырец по 2000 манатов (около $100) за один грамм, а одну таблетку трамадола – опиоидного анальгетика — за 60 манатов (около $3).
Для некоторых граждан торговля наркотиками становится своего рода «семейным бизнесом». Так, несколько лет назад за контрабанду наркотиков были осуждены брат вышеупомянутого Бегенча Борджакова, Хезрет, и еще одна их родственница, Гульнар. Вместе с ними в 2018-2021 годах к лишению свободы приговорили Ходжанияза Язмурадова, Мердана Сапарлыева, Сапармурата Ягдыева, Куввата Кемиева, Гулсолтан Байыеву, Бяшиммухаммета Атдаева, Вепа Атаева и других. Все они так или иначе связаны с фигурантами дела 2022 года. Кто-то кому-то приходился родственником, кто-то кому-то перепродавал наркотики.
Использование дронов для переброски наркотиков через границу для Туркменистана является новшеством. Возможно, «прогресс» обусловлен пандемией коронавируса и связанным с нею усилением охраны границ.
Согласно решению суда, из-за свободного передвижения контрабандистов из Балканского велаята в Ахалский в период пандемии коронавируса в отношении работников контрольно-пропускных пунктов Эсенгулийского этрапа, городов Гумдаг и Сердар, а также работников КПП «Бамы сепгит» в Ахалском велаяте «проведена всесторонняя проверка и дана юридическая оценка их действиям». Turkmen.news не раз сообщал, что, несмотря на запреты, за взятки можно было свободно передвигаться между регионами. Не только наркоторговцы, но и обычные граждане в случае нужды нарушали запрет, пользуясь услугами нелегальных таксистов. Кто-то платил взятки на КПП, а кто-то объезжал посты по пустыне.
В Туркменистане борьба с контрабандой наркотиков и людьми, занимающимися торговлей запрещенными препаратами, сводится к большим тюремным срокам. Однако, как показывает практика, это не останавливает людей от возможности легкого заработка. Возможно, проблема в безработице (большинство осужденных по этому делу нигде не трудились), а также в коррупции, пронизавшей все сферы жизнедеятельности страны (даже постовые полицейские на КПП пропускают людей только за деньги), в невозможности реализовать себя, вести бизнес без риска потери инвестиций по чьему-то велению и т.д.
За последний год только Европейская комиссия выделила Туркменистану около 4 миллионов евро на борьбу с распространением наркотиков (проект CADAP) и содействие управлению границ (проект BOMCA), еще миллионы долларов были получены в рамках проектов Управления ООН по наркотикам и преступности (UNODC), однако результатов мало. В странах Запада уже давно сместили акцент с наказания за совершение преступления на устранение причин, побуждающих заниматься наркобизнесом.
Наблюдатели в Туркменистане считают, что проблему с контрабандой и торговлей наркотиками можно решить комплексными мерами, подразумевающими реформы в социально-экономической политике, государственном управлении и правоохранительной системе. И, конечно, борьба с этим злом не будет эффективной, если нет прозрачности, гласности. Столь крупное уголовное дело, о котором рассказано в этом материале, должно было стать резонансным, но оно, как и многие подобные в Туркменистане, оказалось скрытым от общественности.
Власти Туркменистана скрывают подобные случаи, народ остается в неведении и люди думают, что живут в эпохе благополучия и счастья. На самом деле народ Туркменис тана живет в дерьме. Это дерьмо и есть результат «мудрой политики президента аркадага».Пока не будет публичности и гласности в этой стране будет процветать и наркобизнес, и проституция, и коррупция среди госчиновников и сотрудников правоохранительных органов. Пока в эту борьбу не подключат общество вся эта борьба будет с ветряными мельницами, будет впустую. Люди лучше ментов и гебистов с прокурорами знают, кто торгует наркотиками, кто берет взятки и живет не по средствам, кто занимается другими неблаговидными и преступными делами. Знают, но все молчат, все боятся. Поэтому нужна гласность.
И как всегда в корне самой проблемы коррупция. Коррумпированные сотрудники МВД и Прокуратуры покрывающие преступников. Пока есть коррупция не будет побеждена и наркоторговля. Так что через коррупцию диктатор сам опосредовано наркоторговец. Борьбу он начал только что бы доход от наркоты поднять. Было 1$ за чеку стало 20. Вот и весь бизнес. Может и стало наркоты в 10 раз меньше. Но доход от нее стал в 20 раз больше.
Зачем Еврокомиссия выделяет миллионы евро на заведомо безнадёжное дело? Дали бы лучше мне.
С удовольствием, как вас звать?
Браво, turkmen.news! Ваши статьи читают в ТМ. И вы пользуетесь доверием. Свидетельством тому появление новых источников в министерствах и ведомствах ТМ.Господа чиновники! Если вы устали от власти тупых колхозанов из Ызганта, то сливайте сюда любую информацию, а редакция turkmen.news доведет эту информацию до народа Туркменистана и до мировой общественности! Если власть не может обеспечить гласность, то давайте это сделаем мы. Тем более turkmen.news гарантированно не раскрывает своих источников.
Это ещё десять раз подумать надо. Вот сольёшь вам информацию, а вы где-нибудь проколетесь, и имена сливших станут известны МНБ. Да и толку от этого слива и публикаций, прямо скажем, никакого. Если бы мы были уверены, что вы можете в разумные сроки взять власть — многие помогли бы вам, и не только информацией, но и делом, вплоть до оружия. Пока что в ваших публикациях — одни жалобные вопли: «Нас опять обворовали и поимели, а власть в роскоши купается». Это не новость. Новостью были бы саботаж, диверсии, террор, а потом и прямое вооружённое сопротивление. Тогда вам помогли бы и недовольные из числа госслужащих, и иностранные партнёры будущей новой власти.
Глаза боятся, а руки делают. Ведь можно же начать с отправки таких приговоров, о котором не знают даже сами ахальцы. Насколько я знаю, редакция turkmen.news не претендует на власть в Туркменистане и не ведет борьбу за эту власть. Это чисто информационный проект. Поэтому нужна информация, чтобы открыть глаза таким , как ты, чиновник, которые бздят уже от собственной тени. Ну слава Аллаху ряды источников растут и благодаря этому именно в turkmen.news мы стали чаще читать эксклюзивные статьи и разоблачения вороской семейки.
Мечтаю перебраться в Россию, но не знаю как(
Нашёл куда хотеть…
Донбасский фронт ждёт тебя, а рабство у китайцев — твоих потомков.
Ебанько тролят сами себя? Призывают на фронт, далее сами себе отвечают? Скучно девочки!!! Отстойно работаете
Представляете сколько сотрудников МНБ МВД МО Т-на находится на зарплатах иностранных спецслужб?
Они все продажные. За деньги, причем, очень хорошие для ТМ деньги, они, как поет в песне Акыш Сапаров, начнут опускаться на колени. Пара горсе дыза чоке башлады. За деньги такие при удобном случае предадут и продадут и президента, которому сейчас служат из-за страха потерять работу, хлебную должность и перспективу для своих отпрысков.
Удобный случай будет только если кто-то захочет их перекупить. Но пока иностранных партнёров устраивает и Берды.
Не представляем. Какова стратегическая ценность этого региона?
А сколько высокопоставленных лиц в окружении президента Туркменистана находится на зарплатах иностранных спец служб? Это ведь уже не просто коррупция а измена. Вот такие люди очень опасны конституционному строю и ведут подрывную экономическую и политическую деятельность. Таких нужно выявлять.