Туркменистан: Нелегальное такси остается главным способом поездок между регионами

Несмотря на то, что в декабре президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов вновь заявил об отсутствии коронавируса в стране, перемещение между регионами остается строго ограниченным. В этих условиях самым удобным транспортом стало нелегальное такси.

Люди через пустыню объезжают полицейские посты на трассе Дашогуз-Ашхабад

В 2020 году в Туркменистане полностью прекратили железнодорожное и автобусное сообщение между регионами, а для покупки авиабилета требовалось получить разрешение. Сначала оформить справку о необходимости поездки достаточно легко можно было за взятку. Но в ноябре 2020 года процесс выдачи справок существенно усложнился. Этот вопрос стала решать целая комиссия. При этом цену авиабилетов в период эпидемии начали неофициально многократно завышать. Таким образом, легальное перемещение между регионами стало для многих граждан фактически невозможным.

Выходом из положения стали услуги таксистов, которые, чтобы проехать в другой регион, дают взятки постовым полицейским или объезжают посты через пустыню. Власти боролись с этим «бизнесом» с переменным успехом. Так, в январе 2021 года стало известно, что в Марыйском велаяте полицейские сами стали возить пассажиров между регионами, пользуясь служебным положением. А в августе в том же регионе к «охоте» на таксистов привлекли чабанов. Им приказали отслеживать машины, перемещающиеся по объездным дорогам, и вызывать полицию.

Трасса Дашогуз-Ашхабад

На протяжении 2021 года несколько раз сообщалось о частичном возобновлении автобусного и железнодорожного сообщения. Но, похоже, речь идет лишь о незначительных поблажках. Как сообщили источники turkmen.news, по состоянию на начало 2022 года проезд между регионами остается крайне сложным.

По-прежнему необходимо пройти комиссию, которая подтвердит или не подтвердит необходимость поездки, за 72 часа до рейса сдать ПЦР-тест и, наконец, приобрести дорогостоящий авиабилет.

В состав комиссий входят сотрудники миграционной службы, работники санэпидемстанции и представители некоторых других ведомств. Как сообщают источники, уважительными причинами для выезда из региона ныне считаются:

  • необходимость лечения (подтверждается направлением в больницу);
  • наличие официального места работы или учебы в том регионе, куда надо ехать;
  • ранее полученное разрешение на выезд за рубеж на учебу либо на постоянное место жительства (хотя получение такого разрешения — отдельная, крайне сложная история);
  • наличие постоянной столичной прописки.

Последний пункт раздражает жителей велаятов, которые отмечают, что ашхабадцы (причем только «коренные», с постоянной пропиской) оказались в привилегированном положении.

«Даже если у тебя есть временная прописка, заверенная столичным хякимом, комиссия все равно не выдаст разрешение, — жалуется источник. — Человек, который временно прописан в Ашхабаде, а потом, допустим, поехал в велаят навестить родственников, для возвращения обратно должен вместе с печатью хякима проставить в документах еще и печать столичной миграционной службы. Иначе он уже не может легально вернуться. Многие не знают об этом правиле, выезжают из Ашхабада без печати миграционной службы и попадают в сложную ситуацию».

Источники сообщают также, что комиссии требуют справки о вакцинации от COVID-19. Несмотря на то, что власти заявляют чуть ли не о стопроцентной вакцинации всего населения, в реальности многие люди остаются непривитыми и не могут пройти комиссию.

Соответственно, услуги таксистов по-прежнему являются крайне востребованными. Источники в Дашогузе сообщают, что актуальными остаются оба варианта: уплата взяток по 100 манатов с пассажира на каждом КПП либо объезд постов по пескам. Водителей больше устраивает второй вариант, потому что пассажир платит за проезд один раз, а взятки — уже проблема таксиста. За поездку из Дашогуза в Ашхабад ставка составляет 800 манатов, то есть с полной машины пассажиров можно получить 3200 манатов. Если выбран путь через посты, заработок существенно уменьшается.

Таксисты довольны сложившейся ситуацией: сейчас они зарабатывают куда больше, чем до пандемии. «Они так и говорят: пусть дороги хоть вообще не открываются, нам же лучше», — заявил источник.

Можно предположить, что аналогичной позиции придерживаются и полицейские, получающие взятки за пропуск машин. А главное — облегчение перемещения между регионами невыгодно высшей власти. Туркменистан — крайне закрытое государство, и эпидемия COVID-19 стала удобным предлогом, чтобы ужесточить контроль как над выезжающими за границу, так и над гражданами внутри страны.

ПОДЕЛИСЬ ЭТОЙ СТАТЬЕЙ

2 комментария

  1. Гурбангулы Бердымухамедов

    Ты смотри ааа. Собаки рабы все равно пытаются работать не смотря на мои запреты. Нужно запретить машины выезжать из города и отдать это право только таксопарку моей сестры.

    Ответить
  2. Керим

    Победить это безобразие очень просто: надо просто изымать в бюджет автомобили у пойманных на нелегальном извозе таксистов. Отберут десяток — нелегальный извоз сразу прекратится.

    Ответить

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также

Яндекс.Метрика