В Туркменистане до сих пор не начаты работы по бетонированию важнейших оросительных каналов — Каракумского и Шасенемского. Драгоценная для региона вода уходит в песок. Чиновникам дано прямое задание провести реконструкцию, но они месяцами и годами ходят вокруг до около, присматриваясь к потенциальным подрядчикам. Так, список компаний, претендующих на проект реконструкции Каракумского канала, в сентябре расширился с трех до пяти.
9 октября на заседании правительства хякимы всех велаятов доложили Сердару Бердымухамедову об успехах сельского хозяйства. «Посевная озимых ведется в соответствии с агротехническими нормами. На засеянных площадях получены первые равномерные всходы, завершен полив полей, отведенных под сев пшеницы», — доложил главе государства хяким Дашогузского велаята Солтанмырат Солтанмырадов, фактически слово в слово повторив доклады остальных глав регионов.
Однако источники в Дашогузском велаяте сообщают, что на самом деле сельское хозяйство находится в критическом состоянии. Воды для полива практически нет, земля засолена. Остро необходимо реконструировать Шасенемский канал, забетонировать его русло. Тендер на эти работы был объявлен еще летом 2022 года… Власти планируют построить новое бетонное русло протяженностью 100,2 километра, а также водохранилище объемом 90 миллионов кубометров. Однако о победителе тендера с тех пор не сообщалось, и работы не начинались.
Тем временем 29 сентября в Берлине прошел бизнес-форум с участием руководителей министерств и ведомств Туркменистана, немецких и туркменских бизнесменов. Источники turkmen.news сообщили, что на двусторонних встречах чиновников и бизнесменов обсуждалась, в частности, реконструкция Каракумского канала.
Основными заинтересованными сторонами в этом вопросе были две компании: немецкая PWT Wasser-und Abwassertechnik GmbH и TYPSA — компания из Испании (на туркмено-германском форуме!). Обе компании на мероприятие пригласил посол Туркменистана Бердымурат Реджепов. Он организовал встречу их представителей с председателем Государственного комитета водного хозяйства Туркменистана Дурды Генджиевым. На эту должность президент назначил его год назад, в сентябре 2022-го.
Источник turkmen.news среди участников форума сообщил, что иностранцы обхаживали Генджиева, как могли. Крутился вокруг чиновника и «наш» человек по имени Азат Метчанов — живущий в Германии гражданин Туркменистана и близкий к послу Реджепову человек. Сообщается, что он работает в PWT Wasser-und Abwassertechnik GmbH и продвигает интересы своей компании.
Что же касается испанской TYPSA, то она давно уже зашла на туркменский рынок и тоже через Германию. В частности, компания оказывала консалтинговые услуги по проектированию и строительству завода для опреснения воды из Каспийского моря. Сейчас, как пишет газета «Нейтральный Туркменистан», этой водой орошают земли между Туркменбаши и Ашхабадом. Правда, источники turkmen.news утверждают, что на самом деле завод не был построен: все зависло на стадии проекта.
При этом друг другу компании, продвигаемые послом Реджеповым, не конкуренты. Они надеются поделить работу надвое. TYPSA хочет заниматься консалтингом, а PWT — непосредственно реконструкцией канала.
Ранее сообщалось, что на выгодный контракт по реконструкции Каракумского канала претендуют три компании: российская «Возрождение» и украинские «Альтком» и «Интербудмонтаж». Теперь выясняется, что у них имеются еще как минимум два сильных соперника из Германии и Испании. Так что Генджиев стоит перед сложным выбором, а Каракумский канал по-прежнему остается крайне неэффективным и день за днем спускает огромную массу воды в песок.
Если Шасенемский канал имеет значение для водоснабжения одного лишь Дашогузского велаята, то Каракумский канал влияет на состояние полей Марыйского, Ахалского и Балканского велаятов. И в целом это важный проект, имеющий значение для всей Центральной Азии. Достаточно сказать, что именно строительство Каракумского канала считают одной из причин высыхания Аральского моря. Кроме того, Афганистан сейчас строит на той же реке Амударье канал Кош Тепа, первая очередь которого была завершена 11 октября. Как ожидается, это еще сильнее обезводит реку, от которой зависит водоснабжение нескольких стран.
А прошлой зимой из-за аномальных холодов и обледенения Каракумского канала произошел прорыв, и, по независимым оценкам, в песок утекло более 100 миллионов кубометров воды. Именно после этого лично президент поднял вопрос бетонирования русла.
Чиновники приняли задание в работу, но, как можно видеть, с его выполнением не спешат. Ведь на выборе подрядчика можно очень хорошо заработать. Многие бизнесмены не против заплатить за выигрыш тендера.
Таким образом, можно с уверенностью предсказать, что летом 2024 года туркменские земледельцы по-прежнему будут трудиться в условиях засухи. А чиновники будут копировать друг у друга фейковые позитивные отчеты, даже не пытаясь поинтересоваться, как обстоят дела на самом деле.
Посол Туркменистана в Германии Бердымурад Реджепов вовсе не посол и не дипломат, а самый настоящий коммерсант, бизнесмен. Под личиной посла он решает собственные выгодные дела. Этот тип уже сколотил немалый капитал и имеет обширные связи внутри руководства страны и за рубежом.Если провести независимое расследование, то мои предположения окажутся верными. Коммерсант на посту посла — это свойственно для всех туркменских дипломатов за рубежом.
А ещё он в Германии вкусно кушает и зарплату получает в евро.
Стоит вопрос в откате. Немцы и испанцы на прямую уже вряд-ли будут работать в Туркменистане, это грозит им проблемами со стороны США, которые в последние года ревностно преследуют тех кто занят чем то в том же Туркменистане благодаря коррупции и откатов. Ну а после того как на Туркменистане погорели японцы и корейцы с их проектами то желающих пукать по офисам и кабинетам министерств в разы меньше. У всех была надежда на смену власти и обновление крови в государственной системе, но дряхлый коррумпированный диктатор продолжает править страной своей рукой через жопу своего недалёкого умом сына.
Убегают туркмены из своего аула. Жрать нечего дети голодуха