В конце декабря 2024 года в Туркменистане солдат-срочник сбежал из воинской части в соседний Афганистан. Как рассказал источник turkmen.news в одном из силовых ведомств, молодой человек (его имя не называется) хотел примкнуть к некоему радикальному движению. Спустя несколько дней усилиями дипломатов и военных его вернули.
За несколько дней до Нового года в приграничных с Афганистаном воинских частях Марыйского велаята для офицерского состава ввели казарменное положение. Как оказалось, это не обычное усиление накануне праздников: из одной из частей сбежал срочник. По информации источника turkmen.news в силовых ведомствах страны, юноша служил в пехоте, а не в пограничных войсках, однако даже он смог найти лазейку на границе Туркменистана с Афганистаном. 26 декабря солдат перешел на территорию соседнего государства, сняв свою форму и бросив ее на колючей проволоке.
Мотивы дезертирства поначалу были непонятны. В части, где служил парень, случаев жестокой дедовщины, которая могла бы толкнуть его на побег через границу, не было. Спустя несколько дней молодого человека смогли вернуть в Туркменистан. Источник заявил, что парня усилиями дипломатов и военных смогли выкупить за большие деньги. Позже стала известна и причина его побега. По сведениям источника, беглец планировал примкнуть в Афганистане к некоему радикальному движению или группировке. Выяснилось, что еще до призыва в армию он был подписан на разные блоги и каналы на религиозные темы.
К какой конкретно группировке хотел примкнуть молодой человек, неизвестно. В Афганистане, кроме де-факто правящего «Талибана», действует дружественная ему «Аль-Каида» и, наоборот, враждебное «Исламское государство». В международном сообществе эти организации считаются террористическими и экстремистскими, преследующими военно-политические, а не религиозные цели. Тем не менее им удается вербовать новых последователей с помощью якобы религиозного проповедничества и манипуляций чувствами верующих, чьи права попираются.
Нынешний дезертир — далеко не первый в Марыйском велаяте за последние годы. Turkmen.news стали известны подробности еще одного недавнего случая, противоположного по характеру. Как рассказал источник, его действующим лицом оказался солдат из, по-видимому, обеспеченной семьи. Он был адъютантом командира одной из частей велаята и полностью его обеспечивал: регулярно накрывал ему стол, покупал сигареты, алкоголь, пополнял баланс телефона за свой счет. Взамен адъютант жил вне армейского распорядка, мог в любое время брать увольнение, пользоваться телефоном с интернетом. С замполитом части молодой человек тоже был в хороших отношениях: они всегда обедали и ужинали за одним столом — естественно, за счет солдата.
В один из сентябрьских дней, принимая очередное угощение, замполит поделился, что хотел бы заняться цементным бизнесом: покупать подешевле, а продавать подороже. Солдат вызвался с этим помочь: якобы он знал, где достать дешевый цемент. Он взял у замполита 34 тысячи манатов (около $1750) — и пропал. Его объявили дезертиром, искали по всему Мары и даже Ашхабаду. А спустя несколько дней нашли в отеле «Гями» на Авазе. Сам молодой человек объяснил, что сбежал, потому что… замполит вымогал у него 34 тысячи манатов.
На заседаниях Государственного совета безопасности регулярно звучат отчеты руководителей силовых ведомств, в частности, министра обороны и начальника Государственной пограничной службы. И в конце 2024 года состоялось такое заседание по итогам года. Министр обороны Бегенч Гундогдыев доложил президенту Сердару Бердымухамедову о «создании надлежащих условий для плодотворной службы и быта защитников Отечества, повышения профессионализма офицеров» и, в общем, «об упрочении обороноспособности Отчизны».
С оптимизмом отчитался и начальник Государственной пограничной службы Язгельды Нурыев — о «создаваемых условиях для придания эффективности службы», об «оснащении подразделений современной техникой и оборудованием».
В докладах и рапортах все выглядит радужно и убедительно, реальная же картина совсем другая. Военкомы продолжают брать взятки у призывников; офицеры, не выдерживая бытовой неустроенности и низких зарплат, увольняются и покидают страну; в частях процветают дедовщина и поборы, пьянство среди командиров; солдат-срочников не готовят к боям, а заставлют собирать хлопок или фисташки.
Неудивительно поэтому, что уже за первые дни наступившего 2025 года поступило несколько сообщений об удручающей ситуации в туркменской армии. Нынешний случай дезертирства — о том же, и он напоминает: пока в Туркменистане имеет место все вышеперечисленное, государственная граница, похоже, не будет на замке.
Везде такая практика докладывать и рапортовать только об успехах, о положительной динамике, об новых технологиях и т.д. Вот и министр обороны «пускает пыль в глаза» сыну Аркаши, а тот наивный хлопает ушами и верит сказкам про дисциплину и порядок в армии, про боевой дух и высокую нравственность. Каждый старается глубже зарыть проблемы в своем ведомстве. Но от этого в реальности лучше не становится. Наоборот. Проблемы, словно дерьмо зарытое в песок, вылезают то тут то там. Но их снова зарывают. Лишь бы яшули не узнал и не увидел их, лишь бы Аркадак не наступил ногой на всплывшее дерьмо.
Неуежи в Туркмении настолько плохо что даже бегут к этим?
Очень плохо у нас. Только читаешь газет или телевизор смотриш у нас все хорошо, гюль ялы.Армия боевая, экономика развивается, страна идет вперет как качет ахалтекинец. На самом делевсе показное.Цены растут, коррупсия на каждом шаге, солдаты срочники отбывают двухлетний тюрьма, афисеры алкаши и хапуги, генералы и палковники делают на всем денги. Паэтому солдаты бегут, народ бежит из страны пачками. Хорошо живут толко полицейские, комитетчики, пуркуроры, таможня, миграсия, налогслужба и хакимы с министрами. Простой народ уже не выдерживает такую жизнь.
«Хорошо живут толко полицейские, комитетчики, пуркуроры, таможня, миграсия, налогслужба и хакимы с министрами. Простой народ уже не выдерживает такую жизнь.» —— Прямо как в «Скотном дворе» Джорджа Оруэлла — где хорошо живут только собаки и свиньи.
Были слухи что этого беглеца нашли изувеченным. Его насиловали талибы говорят.
тм — страна терпил и опущенных!
Мы вообще любим жопы, особенно не мытые. Но нам хочется попробовать только одну. Говорят самая прекрасная жопа у Керимгулы Бердымухамедова. Скоро будем. Ждите.
А что ему мешало закончить службу и спокойно пересечь границу что бы влиться в ряды? На хрена такую схему прокручивать?
Больше смахивает на то что солдата выкрали Афганцы. Одежду в качестве ориентира оставили на границе что бы поисковики знали где искать его. А далее в подтверждение этой версии факт о выкупе со стороны Туркменистана. Факт кради наших граждан афганцами уже был не раз, но не всегда был выкуп от госструктур.