Из-за низких закупочных цен туркменские дехкане продают остатки урожая хлопка на корм скоту

В ряде областей Туркменистана арендаторы предпочитают не сдавать государству хлопковый подбор, а с большей выгодой для себя продать его частникам на корм скоту. Делается это из-за крайне низких закупочных цен на подобный хлопок. Подбор — это тот же хлопок-сырец, но очень низкого сорта, опавший в междурядья после машинного или ручного сбора урожая. При машинной уборке хлопка опадает больше, особенно если у комбайна неправильно отрегулирован съемный агрегат.

Дехкане продают хлопковый подбор

Дехкане, продавая частникам подбор, деньги получают сразу, причем наличными, и гораздо больше, по сравнению с тем, что им могло бы выплатить государство. Владельцы скота с готовностью платят за питательный корм. В проигрыше остается только государство, которое никак не реагирует на фактически нищенское существование сельчан и не желает реформировать агропромышленный комплекс.

В Туркменистане земля принадлежит государству; оно же регулирует объемы производства пшеницы, риса и хлопка, устанавливает закупочные цены, снабжает сельчан семенами, удобрениями и техникой. Дехкане обрабатывают землю на условиях договора об аренде. Единственным легальным покупателем урожая остается государство.

Однако сейчас в Марыйском велаяте на обочинах дорог можно видеть тележки с хлопком, который предлагается купить всем желающим. В основном это подбор, то есть отходы, остающиеся на полях после работы комбайна. Но попадаются и тележки с почти чистым хлопком низкого сорта. Такой богатый подбор собирается с полей, где хлопкоуборочная машина управлялась неопытным механиком-водителем.

В каждой тележке содержится около 2 тонн груза. Его договорная цена — от 1500 до 2000 манатов, в зависимости от того, чего больше — коробочек с хлопком или стеблей. Подбор с одной такой тележки при его очистке на заготовительном пункте или непосредственно на хлопкоперерабатывающем заводе принес бы арендатору, читай — государству, 150-200 килограммов хлопка, но сам арендатор получил бы копейки.

Вот по этой причине арендаторы предпочитают продать неочищенный хлопок с семенами не государству, а частникам в качестве корма для скота по весьма выгодной для себя цене. Владельцы частных подворий также не остаются в накладе от покупки подбора — после замачивания горячей водой из этого сырья получается отличный корм с высоким содержанием белков и других питательных веществ. При интенсивном добавлении такой кормовой смеси в рацион животных можно за два-три месяца откормить бычка на мясо.

Дехкане продают хлопковый подбор

Распродажа хлопкового подбора организована повсеместно и почти не скрывается. Возможно, это связано с тем, что в январе государственный план формально считается выполненным, хотя официально об этом в последние годы не объявляют.

Многие арендаторы, зная, что зимой корма для живности будут пользоваться высоким спросом, в самом конце уборочного сезона предусмотрительно припрятали собранный с полей подбор. Однако, опасаясь неприятностей со стороны местных властей, кое-какие меры предосторожности и конспирации они все же принимают. Например, тележки перемещаются с одного места в другое. Иные арендаторы на тележках указывают телефоны, так что покупатели могут заказывать товар по мере нужды.

Источники отмечают, что в советские времена сбор урожая хлопка «до последней коробочки», а также процесс очистки и сдачи остатков урожая хлопка контролировался куда строже. Даже в случаях, когда гуза-пая (сухие стебли хлопчатника) использовалась для растопки печей-тандыров, люди следили, чтобы на хворосте не было оставшихся белых комочков хлопка. В противном случае это мог увидеть какой-нибудь чиновник и устроить скандал из-за «разбазаривания народного достояния».

Наблюдатели считают, что пытаться ловить торговцев бесполезно. Вместо этого государству следует повысить закупочные цены, которые не повышались много лет. А возможно, стоит в целом пересмотреть подход к регулированию сельского хозяйства, дав дехканам больше свободы и внедрив рыночные отношения, о которых так много говорят по телевизору.

ПОДЕЛИСЬ ЭТОЙ СТАТЬЕЙ

11 комментариев

  1. Аноним

    Ничего себе! До сих пор колхозный строй, рабство и крепостное право.

    Ответить
  2. Аноним

    скоро и сеять некому будет: стадами убегают за границу все из филиала ада на земле

    Ответить
  3. Аноним

    всё убожество туркмении в одном фото

    Ответить
  4. Нам можно, это же другое

    Бездарное управление во всех сферах, вернее отсутствие такового! Вместо того, чтобы реформировать сельскохозяйственное производство правительство и министры предпочитают оставить наследие советской плановой экономики — колхозы и совхозы, то есть по факту у земли-кормилицы нет хозяина. Отсюда и плачевное агромелиоративное состояние полей, и отсутствие правильной агротехники, и как следствие снижение урожая в геометрической прогрессии. Туркмены — слабые и недалекие умом во всех сферах промышленности и народного хозяйства. Каждый управленец и владелец тянет одеяло на себя, приговаривая «я хапну, сколько успею, а после меня — хоть потоп». Потому что нет умного и сильного правителя, который железной рукой провел бы грамотные, просчитанные реформы и нагибал любого отклоняющегося от курса. Равно и нет специалистов, которые внедрили бы подобные реформы в жизнь. Тридцать лет независимости это наглядно продемонстрировали.

    Ответить
    • Аноним

      Естественно! Дай крестьянам землю, а горожанам — возможность работать и зарабатывать, так сразу у людей появятся вопросы к действующей власти. А так все граждане поглощены борьбой за выживание (плошку несъедобного хлопкового масла да ком слипшихся трупных окорочков), да ещё чтоб по мелочи подсидеть да подставить друг друга.

      Бедность выгодна властям и любому начальству. Чтобы добиться лояльности подданных, достаточно манипулировать обглоданной коркой хлеба и тюрьмой.

      Ответить
      • Аноним

        А тюремным надзирателям выдавать по две хлебных корки.

        Ответить
      • Нам можно, это же другое

        Увы, вынужден согласиться с Вами, хотя душа болит за свою экс-Родину. Умных и волевых туркмен еще Ниязов повыдавливал, вынудив уехать за границу (и это еще в лучшем случае). Со временем осталось одно полуграмотное быдло с дебильными заискивающими рожами в верхах и полунищее основное население.

        Ответить
  5. Арчын ага

    Молодцы марыйские дехкане. Государству ваапще ничего не надо сдавать за гроши. Лучше хлопок самому переработать купив мини-завод. Тогда дехканин станет владеть и волокном, линтом, улюком, пухов, хлопковыми семенами и производными от них хлопковым маслом, жмыхом, шелухой, шротом, сырьем для производства хозяйственного мыла. Вот тогда дехкане по настоящему разбогатеют. На хрен что-то сдавать государству, если даже за счет хлопоотходов на корм можно заработать больше, чем за сдачу хлопка государству.

    Ответить
    • Аноним

      Завод купить?

      А деньги напечатать?

      Ответить
      • Момин

        Если одну тележку отходов по такой цене можно продать на корм скоту, то представляю, сколько можно денег выручить продав одну тележку хлопка скотоводам. Говорят, что хлопок лучший корм для откорма скота. Щас все дайхане начнут хлопок как корм продавать частникам и заживут припеваючи! Все правильно. Хочешь выживать в Туркменистане крутись как можешь. Это государство для одной Семьи!

        Ответить
  6. Dayhan

    Бердун начал давать хорошие цены на хлопок еще в 2007 году, поэтому некоторые предприниматели начали переключаться на хлопковый бизнес. Теперь правительство обманывает само себя. Люди умные, вообще не продают хлопок государству.

    Ответить

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также

Яндекс.Метрика