«Организация обеспокоенных наций» уже не беспокоится. О визите Антониу Гутерриша в Туркменистан

5-6 июля Туркменистан посетил генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш в рамках своего турне по странам Центральной Азии. Официальные СМИ разразились серией подробных отчетов о переговорах важного гостя с отцом и сыном Бердымухамедовыми о взаимном уважении и сотрудничестве. Если верить отчетам, Туркменистан является едва ли не самой активной страной в составе ООН, а о том, что активность эта выражается в таких инициативах, как учреждение «Дня велосипеда», — умалчивается. Жители Туркменистана — одной из самых закрытых и репрессивных стран мира, надеялись, что главный чиновник ООН поднимет действительно актуальные вопросы, например, о неуважении к правам человека, произволе со стороны силовых ведомств, проблемах национальных меньшинств. Но Гутерриш уехал с медалькой, а представительство ООН в Ашхабаде получило новое здание. Точнее, не такое уж новое… Но обо всем по порядку.

Антониу Гутерреш в Туркменистане

Госинформагентство ТДХ на минувших выходных заполнило всю передовицу материалами про визит Гутерриша. Опубликована речь президента Сердара Бердымухамедова во время встречи с делегацией ООН; материал о переговорах главы государства лично с Гутерришем; рассказ о диалоге высокого гостя с Гурбангулы Бердымухамедовым; сообщение о награждении гостя юбилейной медалью в честь 300-летия поэта Махтумкули; новость о передаче туркменскому представительству ООН здания гостиницы Mirap и, наконец, репортаж об открытии в этом здании офиса представительства.

Немалая часть вышеперечисленных материалов посвящена традиционным для туркменского официоза темам: юбилей Махтумкули, величие страны, знаменитый нейтралитет Туркменистана, который якобы «напрямую способствует поддержанию мира и стабильности в региональном и глобальном масштабе»… Впрочем, в гомеопатических дозах проскальзывает и более актуальная тематика: сокращение выбросов метана, ликвидация безгражданства, помощь беженцам и даже… спасение Аральского моря. Казалось бы, катастрофа пересыхания Арала давно признана необратимой, но в Туркменистане позаботились составить специальную концепцию возрождения этого водоема. На самом деле, это ведь совсем не трудно… В смысле составлять концепции.

В свою очередь, «Герой-Аркадаг выразил убежденность, что сегодня, на фоне новых мировых реалий, эскалации напряженности в различных регионах планеты, принципы Устава ООН должны оставаться правовой и нравственной основой международного порядка». Странно, что непосредственно при принятии резолюций, касающихся ситуации в Украине и секторе Газа, посол Туркменистана в ООН Аксолтан Атаева даже не воздержалась от голосования, а вообще не участвовала в нем. Видимо, у дипломата, дольше всех коллег служащей в ООН (с 1995 года!), были дела поважнее каких-то там Украины и Газы…

Собственно, именно так в Туркменистане понимают свой нейтралитет: в обмен на относительно лояльное отношение мирового сообщества к действующему режиму страна даже не пытается коснуться международных вопросов, которые оказываются для властей сложнее уровня патриотических мероприятий средней туркменской школы. А вот такие праздники, как туркменского ковра, скакуна или велосипеда, дни тюркских языков, устойчивого транспорта и, конечно же, нейтралитета, — это да. О каждой такой инициативе Туркменистана в ООН, достойной, на самом деле, обсуждения в школьном актовом зале, гордо сообщается в местных СМИ. Реальные же мировые проблемы, да еще в нормальной, а не в иносказательной форме… Ну уж нет!

Да что там мировые проблемы… Даже такие мелочи, как положение национальных меньшинств, домашнее насилие или, не дай Аркадаг, судьба сексуальных меньшинств, — обсуждаются Туркменистаном на полях ООН с большим скрипом, а чаще вообще не затрагиваются. В вышеупомянутых отчетах ТДХ о визите Гутерриша словосочетание «права человека» было упомянуто один раз в контексте якобы строгой приверженности страны реализации Конвенции ООН по правам человека. Это словосочетание в официальных СМИ Туркменистана вообще не любят, однако в честь визита высокого гостя решились слегка изменить привычке и нарушить молчание… Но лишь строго в формальном ключе. Мол, есть у ООН такая Конвенция, мы помним, да.

Antonio Guterres and Serdar Berdimuhamedov

Те же нацменьшинства упоминаются лишь в контексте беженцев и вопросов безгражданства, то есть создается впечатление, будто бы благополучный Туркменистан в меру сил помогает бедным соседям. Будто бы Туркменистан принял сотни афганцев, бежавших от талибов летом 2021 года, хотя не принял ни одного. Все имеющиеся в Туркменистане беженцы — это люди, приехавшие в девяностых годах из Армении, Азербайджана или Таджикистана, где на тот момент шли войны. То есть, правительство Туркменистана хвастается, что дает гражданство людям (и то не всем), ожидавшим его около 30 лет!

При этом представители нацменьшинств, не в первом и не во втором поколении родившиеся внутри Туркменистана, вряд ли могут назвать свою жизнь беспроблемной. Представители одного из самых притесняемых меньшинств — белуджи. Их могут насмерть забить в полиции, посадить на длительные сроки в тюрьму или довести до смерти во время работы на чужого дядю где-нибудь на ферме… Явное убийство прокуратура впоследствии спишет на самоубийство, и ООН в Ашхабаде тоже об этом в курсе. Но зачем беспокоиться?

Да что там белуджи, не имеющие собственного государства и потому совершенно бесправные… Даже такие относительно уважаемые меньшинства, как узбеки или казахи, не могут рассчитывать на обучение детей на родном языке. На русском пока еще могут, но лишь в единственной оставшейся полноценной русскоязычной школе и в немногочисленных «русских» классах в обычных туркменских школах.

Кажется, Антониу Гутерриш был не сильно расстроен таким приемом. Более того: закрадывается чудовищная мысль, что на нынешнем историческом этапе подходы ООН и властей Туркменистана к работе над международным благополучием опасно сблизились. Неспроста же координатор ООН в Туркменистане Дмитрий Шлапаченко в 2023 году фактически проигнорировал письмо туркменских политзаключенных, которое смогли передать ему из колонии с большим риском. В ответ на прямой вопрос turkmen.news о судьбе обращения Шлапаченко ответил: «Я поддерживаю связь по этому вопросу с Управлением верховного комиссара ООН по правам человека в Женеве. У меня нет комментариев для СМИ».

Этот ответ полностью соответствует стилистике туркменских чиновников (в тех редких случаях, когда их вообще вынуждают что-либо отвечать). Но, возможно, дело лично в Шлапаченко? Увы, не секрет, что и представители международных организаций, и иностранные бизнесмены, работающие в Туркменистане, нередко проходят своего рода «отрицательный отбор» на способность играть по местным правилам… Но вот в страну прибыл сам генсек ООН. И что же? Он с удовольствием и не моргнув глазом принял все те же правила.

Дмитрий Шлапаченко третий слева

Как ни странно, Бердымухамедовы не стали дарить Гутерришу ни щенка алабая, ни ахалтекинского коня. Видимо, лимит колоритных туземных даров исчерпал их коллега Садыр Жапаров из Кыргызстана, несколькими днями ранее вручивший генсеку ООН комуз (национальный струнный инструмент) и ак калпак (национальный головной убор). Но зато гостю дали медаль в честь 300-летия туркменского поэта Махтумкули и… подарили здание старой гостиницы Mirap, построенной вместе с десятком других отелей в местечке Берзенги еще в годы правления Сапармурата Ниязова. В эти гостиницы в те годы приезжали состоятельные мужи для встреч с секс-работницами. Там также функционировали бары, бильярдные, можно было поиграть в азартные игры, попариться в сауне и поплавать в бассейне. До сих пор отель Mirap оставался на балансе хякимлика Ашхабада. В это здание незамедлительно переехал офис туркменского представительства ООН.

Ну что ж, теперь там, где еще недавно процветали разврат и пьянство, расположится Дмитрий Шлапаченко с подчиненными. Разве это не позитивный эффект от визита целого генсека ООН? Может быть, на новом месте сотрудникам офиса будет лучше работаться, они будут обращать больше внимания на письма политзаключенных и проблемы других граждан Туркменистана, находящихся на свободе, но часто чувствующих себя немногим лучше обитателей тюрьмы.

Справедливости ради надо сказать, что все центральноазиатское турне Гутерриша выглядело примерно так же. Пользователи Twitter в комментариях под его постами не написали почти ни одного позитивного комментария. «Отлично! Оставайся там!» — откомментировал один из пользователей сообщение генсека о прибытии в Туркменистан. «Покушай там хорошо!» — написал другой. Наблюдатели в Туркменистане, посмотрев на лицо и мимику Гутерриша в сюжетах туркменского телевидения, вообще пришли к выводу, что пожилой генсек так и не понял, куда и зачем его привезли.

Процитированные выше комментарии, можно сказать, цензурированные. Немало пользователей Twitter говорили о центральноазиатском турне куда жестче. В данном регионе все страны в большей или меньшей степени являются автократиями. У местных жителей сохранялась надежда на то, что ООН как созданный после Второй мировой войны международный арбитр всерьез отнесется к их проблемам и постарается бороться за их права. Но теперь оказывается, что генсеку ООН проще находить общий язык с теми же Бердымухамедовыми, чем с простыми гражданами. Несколько лет назад шутники начали называть ООН «Организацией обеспокоенных наций», поскольку все чаще в ответ на любые вызовы она всего лишь «выражала беспокойство». Но теперь можно наблюдать следующий этап: похоже, даже беспокойство никто уже не пытается демонстрировать.

ПОДЕЛИСЬ ЭТОЙ СТАТЬЕЙ

13 комментариев

  1. Кемине

    А я сперва подумал, что в Туркменистан приехал Готбериш какой-то. Сейчас токо понял, что это оказывается генсик ООН Гуттериш. Все равно что приехал . что не приехал. Поулчился какой-то готбериш.

    Ответить
  2. Аноним

    Это Хутереш наверно последний генсек. Эту бестолковую организацию надо ликвидировать к чертям, а тех кто злоупотреблял полномочиями всех судить и наказать.

    Ответить
    • Аноним

      Естественно. Большинство населения планеты — чурбаны (достаточно посмотреть, как они живут). И плодятся чурбаны гораздо быстрее, чем цивилизованные нации.

      Ответить
  3. ашХабадская опг

    он приезжал к посреднику за взяткой от ботоксной крысы!

    3
    4
    Ответить
    • Аноним

      ООН давно уже коррумпированная которая пособничает государственным институтам в махинациях. Те кто сидят в офисе ООН в Ашхабаде знают это отлично,но зарплата высокая в валюте всё это перекрывает. Все они в сговоре так как никто не хочет терять такую высокую зарплату.

      Ответить
    • Ледчик из Ташауза

      Оооо Руслан, вы читаете УНИАН. Это их формулировка Организация бесполезных наций. Или сами прозрели решив вынести такой заголовок?

      Ответить
  4. Michael

    Гутеришь и рта не сможет открыть с претензией к Туркменистану после того что творят США с Украиной, ему быстро рот заткнут.

    8
    1
    Ответить
  5. Акдаш

    Кому на хрен нужна эта бесполезная организация-дармоед и ее беспонтовый генеральный секретарь, если в мире нет порядка, если сильный может напасть на слабого или диктовать свои условия, если диктаторы чувствуют себя вольготно и никакой ООН им не указ? Кто что хочет, то и делает, а ООН спокойно взирает на все или вот так приезжает ее генсек и ручкается с кровамыми руками диктаторов.

    Ответить
  6. Аноним

    ООН — это правление зоопарка, где животным дано право голоса наравне с людьми.

    Ответить
  7. Аноним

    Вопрос! Сколько войн реально остановила или предотвратила ООН?

    Ответить
  8. Bolanokovich

    Как я и подозревал Гутереш оказался Гутаронышем

    Ответить
  9. Аноним

    уберите пож фотку этого бестолкогого дармоеда Хутереша с главной страницы. он так бесит!!!!

    Ответить

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также

Поддержите Turkmen.News!

Создавать новости, расследовать коррупцию, производить фильмы и переводить все это на английский язык стоит денег. Нам очень нужна Ваша помощь! Поддержите нашу работу!

Политические заключенные

Коронавирус в Туркменистане

Яндекс.Метрика