Государственные СМИ Туркменистана опубликовали очередной, второй по счету, доклад омбудсмена Яздурсун Гурбанназаровой по итогам 2018 года. Несмотря на то, что нынешний документ также содержательно пересказывает принятые Туркменистаном законы и подзаконные акты, перечисляет участие в различных встречах, семинарах и ознакомительных поездках, в нем, тем не менее, содержатся некоторые значимые цифры и факты. Например:
- В 2018 году аппаратом омбудсмена было зарегистрировано 985 обращений (из них 479 письменно). Больше всего жалоб поступило от жителей Ашхабада, а основные темы – жилищные вопросы и несогласие с судебными решениями. Жители Лебапа и Дашогуза больше всего жаловались на миграционную службу;
- Почти 15% обращений были посланы по два или более раза. Так, жительница Балканского велаята 6 раз обращалась в связи с незаконными действиями руководителя одного из учреждений, мужчина оттуда же – 5 раз в связи с несогласием с судебными постановлениями по жилищному вопросу. Житель Ашхабада – 5 раз по вопросу неправомерных действий работников правоохранительных органов;
- Омбудсмен подчеркивает, что, по закону, она имеет право беспрепятственно и без предварительного уведомления посещать места лишения свободы и проводить в них проверку. В 2018 году Я. Гурбанназарова посетила два учреждения: колонию для несовершеннолетних (г. Байрамали) и женскую колонию в Дашогузском велаяте. В первой колонии находится 81 осужденный, на территории имеется средняя школа. Большинство обитателей колонии – жители Лебапского велаята (37%) и Марыйского велаята (22%). «В некоторых случаях несовершеннолетние не понимали преступный характер своих действий. В этой связи необходимо усилить профилактическую работу по информированию несовершеннолетних о видах ответственности, предусмотренных законодательством»,- говорится в докладе;
- В учреждении для женщин отбывают наказание 2364 человека. Среди обитательниц – одна несовершеннолетняя, 20 с инвалидностью. В детсаду при колонии на момент проверки дети не содержались. Женщины трудятся в три смены в швейной мастерской, рассчитанной на 350 рабочих мест, в обувном цехе на 250 мест, а также в цехе ручного пошива. Жалоб непосредственно от женщин не поступало, однако их родственники подали, в общей сложности, 5 обращений: несогласие с проведенным следствием и приговором суда, и одно обращение по поводу помилования;
- В аппарат омбудсмена поступило 78 письменных и 72 устных обращения, связанных с гражданскими и политическими правами. Суть обращений не раскрывается. Из них удовлетворено всего три письменных обращения.
В части доклада «Запросы и рекомендации Омбудсмена» приводятся конкретные примеры жалоб жителей: на центральный банк страны по поводу волокиты в оформлении карты «Visa», на миграционную службу по поводу задержки с оформлением паспорта. Один из районных судов Ашхабада и вовсе не удосужился в полной мере установить личность женщины, осудив ее за занятие проституцией сначала на 1 год (в 2009 году), а затем наложив штраф за такое же деяние в 2017 году. Женщина, на самом деле, представилась другим именем, а настоящему человеку под этим именем пришлось оплачивать штраф. В итоге, административное дело в отношении того, кем представилась эта женщина, было прекращено.
В конце омбудсмен предлагает повышать уровень знаний и информированности населения по вопросам защиты своих прав, рассмотрев возможность принятия соответствующей единой государственной программы.
Редакция turkmen.news, со своей стороны, призывает омбудсмена посетить и другие исправительные учреждения Туркменистана, в частности, колонию строгого режима LB-K/11 и общего режима LB-K/12, СИЗО LB-D/9 (тюрьма «Абды-Шукур»), колонию особого режима AH-K/3 и тюрьму AH-T/2 («Овадан-Депе»). По имеющимся у редакции данным, условия содержания, питания и лечения во всех этих учреждениях далеки от требований. В них процветает коррупция, а сотрудники часто превышают свои полномочия, неправомерно ужесточая режим содержания отдельным осужденным, особенно этническим меньшинствам.
В скором времени мы продолжим серию публикаций о туркменских тюрьмах, в них как раз речь пойдет о СИЗО LB-D/9 и тюрьме AH-T/2.
В докладе, к сожалению, нет ни слова о политических заключенных, пропавших в тюрьмах еще со времен правления первого президента Туркменистана Сапармурада Ниязова. Но именно этой информации ждут люди во многих странах мира. И кому, как не Уполномоченному представителю по правам человека в Туркменистане, проявить решимость и, в соответствии с законными полномочиями, взять на себя обнародование всей правды.
Мне вот интересно, а какие наказания понесли те чиновники, которые нарушили права обратившихся граждан? Пока публично не будут наказывать гос.служащих народ не будет верить в гос.органы. Ну пожаловался ты на полицейского, банковского работника, сотрудника миграционной службы, ну, добились того, что ты прав и восстановили твои права, что дальше? Почему не наказаны виновники этих правонарушений? Если правительство хочет спасти свою ***, и хоть как нибудь склонить к себе народ, оно должно наказывать правонарушителей по всей строгости закона и если возможно публично.
Сейчас простой сопляк из миграционной службы ведёт себя как надсмоторщик на зоне, приказывая, грубя людям. Какая-та тупая, жирная сотрудница аэропорта просто может накричать на тебя, оскорбить, и это всё сойдет с рук. Народ просто не может пожаловаться, потому что знает, что ничего не последует, что у этой коровы родственники за спиной. Народ тебе не доверяет, правительство!
кгбшный стукач — омбудсмен ТМ !))
Я как то 8 раз написал в прокуратуру на незаконные действия хякимлика и хякима в том числе. Мне в генпрокуратуре порекомендовали письменно обращатся в суд. Мол закон нарушен но мы не можем ничего сделать. Попробуй в суде. Прокуратура вообще ничем не занимается кроме сбором взяток. А генпрокурор так и вообще просто дань собирает от иностранных компаний за крышевание, взамен все жалобы что идут на эти компании просто спускаются на тормоза и жалобщики получают отписки. Как то на требование выплатить за работу главный турок в нашей компании сказал, что мол я купил и генпроккурор мой, хотите себе проблем пишите дальше, ничего не получите вообще. Там же рядом и околачиваются шакалы из МНБ, которые все знают. Только менты как дешевые шавки обирают разнорабочих приездов. Видимо муликов не сильно пока голоден, или Гурбан с него не берет мзду как с других силовиков.
Надо было турку по башке камешком дать, чтобы другим туркам не повадно было. Деньги, конечно, так не получишь, но хоть душу отведёшь.