Туркменистан: Итоги хлопкового мониторинга в 2019 году

В Туркменистане подходит к концу кампания по уборке хлопка. Несмотря на то, что урожая на полях практически не осталось, а госслужащих продолжают отправлять на сбор либо брать с них деньги, первые итоги кампании можно уже подвести. Ниже приведены ключевые наблюдения сезона 2019 года:

Из архивов turkmen.news
  • Сезон в целом по стране получился неудачным, а в двух хлопкосеющих областях Туркменистана – Ахалском и Марыйском велаятах – и вовсе провальным. По состоянию на 22 октября госплан в этих регионах выполнен не более чем на 40%. Причины неурожая: нехватка воды, удобрений и сельхозтехники, а также нашествие вредителей;
  • В Ахалском и Марыйском велаятах за невыполнение госплана зафиксированы десятки случаев отъема земли у фермеров (расторжение контрактов на аренду государственной земли), на них наложены штрафы. Суммы штрафа составляют 1440 манатов ($80) за каждую тонну несобранного по плану хлопка;
  • Несмотря на повышение закупочной цены и возможность выращивать на 30 процентах арендованной земли на усмотрение фермеров овощи или другие культуры, все больше дехкан отказываются от аренды земли у государства, потому что выращивание хлопка при нехватке воды, техники и удобрений не только не приносит арендаторам дохода, но и делает из них должников. Для многих хозяйств трудовая миграция за границу стала альтернативой кропотливому, но невыгодному труду на хлопковом поле;
  • Несмотря на провальный сезон, в отношении использования принудительного труда госслужащих на уборке хлопка никаких изменений не произошло. Как и во все предыдущие годы чиновники на местах и нынче прибегали к массовому принуждению работников бюджетной сферы. В большинстве случаев в госучреждениях и на предприятиях с людей под угрозой увольнения требовали деньги на оплату наемников. Суммы зависели от региона, типа учреждения и от прихоти его руководителя. Например, на 22 октября банковские работники в Лебапском велаяте заплатили за наемников 800 манатов ($45). Сбор денег с бюджетников продолжается до сих пор.

УБОРКА ХЛОПКА ВНОВЬ ПО ПРИНУЖДЕНИЮ

Весь сезон 2019 года turkmen.news сообщал о фактах принуждения людей самых разных профессий к уборке хлопка. Ни врачи, ни учителя, ни работники коммунальных служб, морского порта или предприятий связи не имеют к хлопку никакого отношения. Тем не менее, в каждом бюджетном ведомстве сотрудников отрывают от своей основной работы для выезда на хлопок, требуют найти наемников самостоятельно либо сдать деньги руководству на поиск и наем сборщиков. Принуждение госслужащих носит системный государственных характер, о чем свидетельствует попавшая в распоряжение turkmen.news запись с собрания в одной из школ г. Туркменабада.

На собрании завуч сообщила, что директор школы каждый день ходит в управление образования, стоит там среди других директоров школ и заведующих детсадов по стойке «смирно!», возвращается, выслушав упреки из-за того, что учителя не справляются с хлопком.

Приказ о массовой отправке учителей на хлопок в октябре, включая период осенних каникул, поступает из областного управления образования. Завуч привела слова заместителя начальника управления образования Керима Машарипова, который сказал в беседе с руководством школы, что и с чиновников такой же спрос, что они тоже каждый день сдают отчеты о том, сколько учителей отправлено и сколько тонн хлопка они сдали.

Редакция намеренно не публикует эту запись в целях безопасности наблюдателей. По нашим сведениям, спецслужбы активно ищут тех, кто сообщает нам о фактах принуждения горожан к уборке хлопка. Даже в местах сбора учителей, медиков и других бюджетников негласно присутствуют представители органов, а среди выезжающих на поля наемников имеются их осведомители.

Turkmen.news доподлинно известно, что аналогичные собрания с коллективами на протяжении всего сезона проходили и в детсадах №№ 1 и 6, в школах №№ 21, 29 и 31, в Халкбанке, на предприятии «Лебаптелеком» и в многопрофильном госпитале. В большинстве случаев с работников брали деньги на наем сборщиков. В Халкбанке руководство наняло бригаду из 25 человек – жителей сельской местности. Наемники на протяжении всего сезона собирали хлопок вместо работников этого финансового учреждения, за это каждый сотрудник отдал 800 манатов ($45) из собственного кармана, и «хлопковыми вопросами» начальство больше их не беспокоило. На предприятии «Лебаптелеком» весь октябрь не было отбоя от людей, жаловавшихся на плохую связь, медленный интернет и сбои в работе кабельного телевидения. В середине месяца людям, пришедшим с роутерами в руках, сказали, что наладить интернет некому – почти весь состав технического отдела во главе с замначальника предприятия находится на хлопке.

Из архивов turkmen.news

Аналогичная картина и в других областях Туркменистана. Впервые с 2014 года государственное телевидение показало кадры начала уборки хлопка в Балканском велаяте, хотя хлопок в этом регионе перестали сажать из-за почвенно-климатических условий и низкой урожайности земель. Во второй половине октября работников Туркменбашинского морского порта поделили на несколько групп и отправили собирать хлопок на поля севернее города Сердар на 10-дневную смену. Работники должны были сами оплачивать проезд, питание и проживание. В отсутствии каких-либо условий большинство людей ночевали прямо на поле и питались тем, что привезли с собой. От поездки можно было откупиться, внеся оплату в отдел кадров (именно его сотрудники по приказу директора порта Аннадурды Косаева занимались организацией поездок работников на хлопок) 300 манатов ($17). Зарплата обычных рабочих в порту составляет 370-400 манатов в месяц.

В Мары главврач городского родильного дома Джума Оразов приказал сотрудникам выложить по 340 манатов ($19) на наем людей на хлопок на 15 дней. Ответственной за сбор денег была назначена старшая медсестра. При этом работники роддома не в курсе, нанимает ли на самом деле руководство людей, и если да, то сколько и по какой цене.

Практика сбора денег в Марыйском велаяте применяется повсеместно. Ранее turkmen.news сообщал, что в школах с учителей и персонала собирают по 240 манатов ($13), за сезон они должны оплатить труд наемников как минимум дважды. Те, кто ездят на поля сами, — а таких каждый раз по требованию начальства становится все меньше, — информировали, что их возят за 90 км от Мары на поля близ поселка Куланлы Огузханского района. В самом поселке с бюджетников также собирают деньги. Например, в школе №1 педагоги платили по 15 манатов за каждый «хлопковый день». На 22 октября каждый учитель отдал по 285 манатов ($16).

Если на собрании в школе Туркменабада учителей просили «войти в положение и помочь с хлопком», то на других предприятиях вопрос перед работниками ставился ребром: либо ты соглашаешься ездить на хлопок или сдавать деньги на наемников, либо пиши заявление на увольнение по собственному желанию. Несмотря на то, что весь хлопок в Ахалском, Лебапском и Марыйском велаятах к концу октября был уже собран, деньги с бюджетников в Лебапе и Мары собирают и будут продолжать, по крайней мере, до середины ноября.

ПЛАН ВЫПОЛНЕН НЕ БОЛЕЕ ЧЕМ НА 42%

О том, что выполнение плана по хлопку в текущем году дается с большим трудом, косвенно свидетельствует и отсутствие победных рапортов на ленте сообщений государственного информагентства ТДХ. Во всяком случае, по состоянию на 22 октября, ни ТДХ, ни национальное телевидение Туркменистана ни разу не сообщало о том, что какой-то район, не говоря уже об области, выполнил план по заготовке хлопка.

А ситуация с выполнением плана такова. В Каракумском районе Марыйской области, где почти на всей посевной площади хлопчатник уродился низкорослым и хилым из-за нехватки поливной воды и качественных удобрений, весь урожай уже собран, в поле остались лишь багровые голые стебли. У самых лучших арендаторов урожайность составила всего 15 центнеров хлопка с одного гектара при госплане в 30 центнеров. Примерно у половины арендаторов отдача с гектара оказалась ниже 10 центнеров.

Фермер Гельдымурат из сельсовета Ак алтын, например, собрал с двух гектаров земли всего 32 центнера сырца. Он называет три причины: нехватка поливной воды, отсутствие удобрений и техники, нашествие сельхозвредителей.

Гусеницы хлопковой совки и карадрина в этом году – бич для фермеров Каракумского района и всей Марыйской области. Карадрина, известная еще и как помидорная совка, побила, помимо хлопка, еще и посевы томата и капусты, болгарского перца и баклажанов. По словам фермера, если чиновники не завысят искусственно объемы сбора, как это делается практически каждый год, то из-за названных выше причин хлопка в нынешнем году по всей стране соберут не более 38-42 процентов от плана в 1,050,000 тонн. Те же причины скажутся и на неизбежном дефиците овощей поздней осенью и зимой.

Оставляет желать лучшего и снабжение фермеров поливной водой, удобрениями и сельхозтехникой. В Каракумском районе всего лишь один трактор выходит в поля на 300 и даже более гектаров. Новая техника в район не поступает, а та, что имеется, — старая, постоянно выходит из строя. Вся она принадлежит государству и прикрепляется за отдельным фермером, который обязуется содержать ее в рабочем состоянии: покупать запчасти, масло. Из-за нехватки тракторов и культиваторов некоторые фермеры района весной вносили удобрения вручную, а делать это на поле в несколько гектаров – адский труд. Другие фермеры вообще не удобряли свои наделы, так и не дождавшись приезда трактора.

Объем и качество поставляемых государством удобрений не соответствует условиям почвы. Дефицитным остается необходимый хлопчатнику фосфор, а качество азота крайне низкое. Государство определило необходимый объем азота в 375 кг на гектар земли, но этого мало, а у фермеров нет денег на докупку дополнительных объемов. Ежегодная проблема с оросительной водой – ее было мало и в 2019-м – усугубляется еще и запущенным состоянием ирригационной системы. Арыки, которые необходимо углублять дважды в год, по факту вскапываются один раз в два года. Из-за неисправности или даже отсутствия в некоторых местах шлюзов в основном оросительном арыке Дурналыяп в Каракумском районе вода в дехканские хозяйства поступает неравномерно: куда-то много, а куда-то вообще ничего или очень мало.

В Ахалском велаяте также низкие показатели урожайности с гектара, но проблем с техникой местные фермеры не наблюдали. Здесь основная проблема также связана с нашествием вредителей. На снимке, присланном из Тедженского района, побитые хлопковой и помидорной совками коробочки хлопчатника – куреки. Гусеницы вредителей поели нераскрытые куреки изнутри, испорченные коробочки в итоге не раскрываются вовсе, либо раскрываются, но внутри – пустота. С виду же поля, пораженные хлопковой совкой, кажутся многообещающими. Однако кусты растут без плодоэлементов. Проблема с вредителями наблюдается в Тедженском, Бабадайханском, Каахкинском и Сарахском районах Ахалского велаята, местные дехкане в большинстве своем не справятся с планом и будут оштрафованы.

ШТРАФЫ, ОТЪЕМ УЧАСТКОВ, МИГРАЦИЯ СЕЛЬЧАН В ТУРЦИЮ

За невыполнение договорных обязательств администрация дехканских объединений и представители местной власти Ахалского велаята уже сейчас, до официального завершения уборочной кампании, штрафуют фермеров за невыполнение договорных обязательств. Суммы штрафов равны закупочной стоимости недоданного по договору хлопка – 1440 манатов за тонну. Арендаторы, оказавшиеся должниками перед государством, занимают деньги у родственников и односельчан либо продают домашнюю скотину или транспортные средства.

В Сарахском и Каахкинском районах наблюдателями turkmen.news отмечены десятки случаи изъятия земельных участков у фермеров за невыполнение ими хлопковых обязательств. Землю отбирает дехканское объединение – с фермером просто расторгают контракт. При этом, назначенный штраф дехканин все равно обязан оплатить. Принуждение хлопкоробов к покрытию убытков за счет собственных средств приводит к тому, что желающих взять землю в аренду и высевать хлопчатник становится все меньше, а арендаторов, отказывающихся от своего участка и от работы на нем, все больше. Арендаторы говорят, что вкладываемый ими труд не стоит тех денег, что они получают за хлопок, но сезон 2019 года загнал в долги даже самых успешных земледельцев.

За собранные мною 3,2 тонны хлопка государство заплатит 4608 манатов, но за вычетом обязательных выплат на руки я смогу получить около 4 тысяч, — говорит арендатор Гельдымурат из Каракумского района. – Однако и этих денег мне не видать, так как, согласно договору, я должен был сдать 6 тонн хлопка. В итоге, дехканское объединение уже готовит бумаги для выписки штрафа за недостающие 2,8 тонн – это будет около 3800-4000 манатов. Получается, год я закрою «по нулям», а весь мой труд с ранней весны и до поздней осени и труд членов моей семьи пойдет насмарку. Кормить семью зимой и весной будет не на что.

Вырастить и собрать достойный урожай хлопка в нынешних условиях нереально, говорят арендаторы. Именно по этой причине отречение от земли и эмиграция в Турцию на работу стали альтернативой для большинства сельских семей. Наблюдатели отмечают: если раньше трудовая миграция была свойственна, в основном, жителям севера и востока страны, то сегодня в селах Ахала и Мары редко в каких хозяйствах трудно найти семьи, в которых кто-то бы не работал в Турции. В Бабадайханском и Сарахском районах Ахала, Каракумском, Мургапском и Сакарчагинском районах Мары в каждой семье есть тот, кто работает за границей.

Даже если в месяц этот человек отсылает домой $100, то за год выходит $1200 – сумма, которую дехканин с производством хлопка не заработает и за 2 года

Во властных структурах прекрасно осведомлены о тяжелой, если не критической, ситуации в сельском хозяйстве. Чтобы как-то ее исправить и простимулировать дехкан на получение высоких конечных результатов, в 2018 году были приняты некоторые решения. В частности, были введены новые государственные закупочные цены за урожай 2019 года, повышение составило 356 манатов за тонну хлопка, сданного до 15 октября. Кроме этого, земледельцам разрешили 30% арендованного участка земли использовать под посев овощебахчевых, кормовых и других культур.

Однако даже эти меры не изменили тенденцию массового отказа дехкан от аренды земли у государства. Почему? Потому что в условиях обесценивания национальной валюты и роста цен на сельскохозяйственные услуги повышение закупочных цен на хлопок не отразилось на доходах арендаторов. Такой же нулевой эффект принесло и решение о предоставлении дехканам возможности использовать часть арендованных участков по своему усмотрению. Поначалу прошлогоднее предложение Народного совета  показалось заманчивым, однако фермеры, решившие засеять часть делянки овощами, столкнулись с дополнительными расходами: 300 манатов за полив этого участка и 1200 манатов за использование земли для посадки культур, на свое усмотрение.

Арендатор Айдогды из Тедженского района менее трети площади засеял томатами и арбузами. Но осень показала, что он ничего так и не заработал. Доход от продажи помидоров и арбузов покрыл убытки от производства хлопка. Но даже если урожай был бы хорошим, то хитрость так называемой стимулирующей возможности заключается в том, что государство устанавливает план конкретному фермеру, исходя из общей площади его участка. Есть у фермера три гектара земли, на одном из которых он посадил томаты, но по завершению сезона хлопка у него потребуют ровно 9 тонн – по три тонны с гектара. Не сдал – плати штраф, возмещай не добранное сырье, а если не выплатишь убытки и долги, то у тебя отберут землю.


Turkmen.news вместе со своими наблюдателями во всех регионах страны – среди них есть и аграрии не в первом поколении – из года в год предлагают властям ряд рекомендаций для исправления ситуации. Да, закупается современная техника, но она зачастую не доходит до фермеров; да, правительство ищет пути стимулирования дехкан на получение высоких урожаев, но инновации, как выясняется, еще хуже бьют по карману земледельцев, заставляя их отказываться от аренды и вынуждая уезжать за границу.

Туркменистану необходима кардинальная реформа сельского хозяйства, включая приватизацию земли и ведомств, оказывающих услуги по обеспечению земледельцев техникой, удобрениями, средствами защиты посевов от вредителей. Проблема обеспечения оросительной водой из года в год становится все острее, поэтому переход на капельное орошение должен проходить повсеместно, а не только на определенных землях Бахарденского или Геокдепинского районов Ахалского велаята. Пока этого не произойдет, пока сами дехкане не будут заинтересованы в высоких результатах своего труда, не решится и основная проблема хлопковой промышленности Туркменистана – использование принудительного труда десятков тысяч людей, не имеющих никакого отношения к производству этой культуры.

ПОДЕЛИСЬ ЭТОЙ СТАТЬЕЙ

2 комментария

  1. гульхан

    Во всем мире правительства разных стран критикуют за то, что они субсидируют сельское хозяйство и поддерживают местных фермеров. А здесь наоборот.

    Ответить
  2. аноним

    Туркменские труженики полей такие же бесправные, как бюджетники в госструктурах. Единственное их преимущество перед учителями в том, что их, как животных, не выгоняют на чаре.

    Ответить

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также

Яндекс.Метрика