Безработица — основная причина совершения уголовных преступлений в Туркменистане

Власти Туркменистана никогда не публикуют статистику совершаемых в стране уголовных преступлений. МВД, прокуратура, суды и тем более МНБ являются самыми закрытыми ведомствами, которые не делятся подобного рода информацией с общественностью, а местным СМИ это делать непозволительно. Редакция turkmen.news получила большой объем материалов от источника в одном из силовых ведомств Туркменистана. Мы внимательно изучили все документы и пришли к выводу, что основная причина совершения уголовных преступлений в стране — безработица.

Полиция в Туркменистане

Практически каждый гражданин Туркменистана, привлекаемый к уголовной ответственности за кражи, мошенничество, хулиганство, драки, убийства и тому подобные преступления, является безработным. Именно безработица вкупе с алкоголем вызывает у людей агрессивное поведение в мелких, казалось бы, бытовых конфликтах. И ладно бы, если конфликт завершился банальной потасовкой и последующим примирением, но ведь люди идут на серьезные преступления, наносят своим обидчикам тяжелые увечья.

Так, 24 августа 2021 года в сельсовете Ак Бугдай Акдепинского этрапа Дашогузского велаята 29-летний безработный Овлягулы Мередов, семейный, имеющий на иждивении двоих детей, хотел пополнить баланс на телефоне через терминал банкомата. Он попытался пройти к банкомату без очереди, но односельчанин Овезгельды Тажиев, снимавший в это время деньги, сделал ему замечание. Тогда Мередов от злости выдернул из банкомата провода. Рассердившись, Тажиев ударил его. Мередов сходил домой за канцелярским ножом, вернулся и ударил обидчика в шею.

У Тажиева оказалась повреждена артерия, он чудом выжил. Мередова приговорили к 17 годам строгого режима за покушение на убийство и хулиганство.

Очередь у банка в Туркменистане

Допустим, это сельская глубинка, а безработица на селе всегда существовала. Из доступной работы там — считанные госучреждения, в которые можно устроиться лишь за взятки. А в основном население села вынуждено заниматься крайне невыгодным сельским хозяйством. Но тяжкие преступления на бытовой почве совершаются и в относительно благополучных городах, например, в Туркменбаши, в городе, куда за последние годы были вбуханы миллиарды бюджетных денег.

Вечером 12 января 2022 года безработный 25-летний местный житель Аразгельды Какаджанов встретил на улице своего знакомого Реджепа Амангельдыева — тоже безработного. Какаджанов поздоровался с приятелем, но тот не ответил. Обидевшись, мужчина несколько раз ударил Амангельдыева ножом.

Точно так же за «невежливость» пострадал житель Туркменбаши Ата Садыков. 17 мая 2022 года он не ответил на приветствие своему безработному знакомому, 23-летнему Расиму Казыеву, и получил за это несколько ножевых ранений. Итог обоих инцидентов — срок в колонии.

Нищета не останавливает людей и от совершения кощунственных действий. Люди перестали бояться и правоохранителей и божьей кары. Ушли непонятно куда присущие туркменам чувства уважения и почитания памяти умерших, когда осквернить могилу, взять что-либо с места погребения воспринималось как позор, бесчестье. На такое не толкала даже бедность. В 70-80-е годы прошлого столетия было немыслимо позариться на то, что в конце 90-х и позднее приобрело размах, — наркоманы тогда искали деньги на героин, и их не могли остановить ни общественное мнение, ни собственная мораль, ни чувство стыда. Но и сегодня нарушение нравственных границ по отношению к ушедшим в мир иной остается обычной практикой.

Turkmen.news не раз писал о том, что люди в регионах воруют могильные ограды, которые сдают на металлолом, чтобы прокормить свои семьи. А вот схожий случай, произошедший в декабре 2021 года в Туркменбаши. Четверо безработных — Кадыр Бяшимов, Вепа Хакбердыев, Мекан Гельдыев и Пирназар Таганов — по предварительному сговору проникли на кладбище «Гайып Ата» и вынесли… 150 кирпичей с могилы Ы. Байрамова. Родственникам покойного нанесен ущерб на сумму 750 манатов (около $38).

Кладбище в Туркменистане, иллюстрация turkmen.news

В данном случае примечательно, что почти все фигуранты дела были не просто безработными, а ранее судимыми. Бяшимов сидел за хулиганство, Хакбердыев — за самовольное присвоение звания или власти должностного лица, Гельдыев (кстати, отец пятерых детей) — за кражу. В Туркменистане ранее судимые люди практически не имеют шансов найти работу, хотя президент каждый раз при массовом помиловании привычно приказывает местным властям трудоустроить освобожденных. Интересно, если бы у них была работа и уверенность в завтрашнем дне, пошли бы они на кражу кирпичей с могилы?

Одна судимость — не предел. В феврале 2022 года на территорию частного дома, принадлежащего жительнице Туркменбаши Огулгуль Артыковой, проник четырежды судимый Юсуп Артыков. Он взломал люк автомобиля «Мерседес», припаркованного во дворе, и украл магнитолу «Пионер» стоимостью 2 тысячи манатов (около $103).

В декабре 2021 года безработные Мурат Мовламов и Батыр Гараджаев забрались на склад базы материально-технических ресурсов Туркменбашинского комплекса нефтеперерабатывающих заводов, чтобы украсть кабель. Их застали на месте преступления. Мовламов, не имея работы, содержит двоих детей, а Гараджаев — пятерых.

В марте 2022 года 19-летний выпускник интерната Александр Кузьмин проник в чужую квартиру в Туркменбаши и вынес оттуда строительные инструменты на сумму 5700 манатов (около $294). Кузьмин тоже не имел работы, хотя государство могло бы озаботиться жизненным путем сирот, оканчивающих интернаты. Девиз 2023 года в Туркменистане — «Счастливая молодежь с Аркадаг Сердаром». Александр Кузьмин — далеко не единственный представитель нынешней туркменской молодежи, которого трудно назвать счастливым.

Что говорить об уважении памяти умерших, если даже собственное тело становится предметом недолгого торга. Жительница Туркменбаши Е.Х. (по этическим причинам мы не указываем данные фигурантов следующих дел), 1993 года рождения, в феврале 2022 года на съемной квартире вступила за деньги в интимные отношения с гражданином А.М. Цена вопроса — 150 манатов (около $8). Ранее женщину в административном порядке уже штрафовали за проституцию на 1000 манатов, поэтому на сей раз ей грозила уголовная ответственность. Но в итоге было вынесено постановление об отказе в возбуждении дела «в связи с изменением обстоятельств». Что это значит, в документах не поясняется.

Источник turkmen.news в одном из силовых ведомств объясняет ситуацию просто: женщина либо откупилась, либо обслужила самих полицейских, либо и то и другое сразу.

«Никто в Туркменистане не будет вникать, что заставило ее выйти на панель, тянет ли она свою семью одна, есть ли у нее супруг, работа, какие у нее жизненные обстоятельства, — говорит источник. — Работниками правоохранительных органов движет только корысть, и если кого-то отпустили, хотя преступление было, то, как говорится, отслеживайте деньги».

Полицейский в Туркменистане выписывает женщинам штраф

Меньше повезло уроженке Лебапского велаята М.С., которая за 200 манатов (чуть больше $10) вступила в интимную связь с неким С.Я. Для нее это тоже было второе по счету нарушение, и в данном случае ни о каком «изменении обстоятельств» речь не зашла. Девушка стала фигуранткой уголовного дела.

Ранее turkmen.news писал о похожем случае, произошедшем еще в 2015 году в Дашогузском велаята. Сельчанку оштрафовали на 1000 манатов за то, что она, доведенная бедностью до отчаяния, в чистом поле отдалась мужчине за одежду общей стоимостью 40 манатов.

Безработица уже много лет остается «бичом» Туркменистана. Разного рода мошенничество, батрачество, браконьерство на водоемах, квартирные кражи — на все это люди идут не от хорошей жизни. Найти работу в стране настолько сложно, что бюджетники держатся за свое место и вынуждены терпеть многолетнее принуждение к труду на хлопковых полях, а также к постоянному участию в многочасовых чаре, как называются тут общественно-политические мероприятия. В противном случае работникам бюджетной сферы угрожают увольнением, а для них это смерти подобно. Чтобы найти работу, зачастую надо иметь связи и платить взятку.

При этом даже трудоустроенные люди нередко не находят денег на самое необходимое. И даже те должности, которые, по туркменским меркам, считаются очень престижными и доходными, не выдерживают сравнения с зарплатой в других странах. В последнее время это стало приводить к тому, что и полицейские, и сотрудники газовой сферы решаются на эмиграцию.

Но эмиграция доступна не всем, особенно если учесть, что власти затормаживают выдачу загранпаспортов и вообще всячески препятствуют оттоку населения. Люди, не умеющие «крутиться», не способные за взятку оформить все документы и затем сориентироваться в незнакомой стране, могут лишь пытаться прокормить семьи, воруя кабели и кирпичи с могил. А злость за то, что их жизнь складывается так печально, они срывают на тех, кто с ними не поздоровался или указал им на место в очереди.

Шеф-редактор российского телеканала «Большая Азия» Алиса Климантович, вошедшая в число тщательно отобранных гостей на недавнем открытии туркменского города Аркадаг, рассыпалась в похвалах достижениям властей. «Первое, что понимаешь и, прежде всего, ощущаешь в этой стране, — что о тебе заботятся. Не только те, кто приставлен к тебе по долгу службы, но и те, кто делать это вовсе не обязан. Все стремятся помочь, объяснить, показать, ответить на тысячу с лишним вопросов», — восхищается журналистка, не заостряя внимание на том, кто именно был «приставлен к ней по долгу службы».

Климантович подчеркивает, что ее командировка позволила разрушить «стереотипы, основанные на непроверенных источниках в интернете», и в довершение всего называет свою яростную оду туркменским властям «выходом за рамки привычных суждений».

Жаль, что в процессе этой поездки ей не довелось пообщаться ни с кем из людей, подобных всем вышеперечисленным. А также с их соседями и родственниками, которые пока не переступили закон, но точно так же тянут лямку нищеты в интерьерах «внушительных, безупречных, бело-золотых зданий» из репортажа «Большой Азии». И главное — с их женами и детьми, которым теперь, когда кормильцы отправлены за решетку, пришлось еще сильнее затянуть пояса и, вероятно, собирать милостыню. Ну или зарабатывать на жизнь так, как Е.Х. и М.С. Туркменистан — страна возможностей. Только вот «специально приставленные люди» внимательно следят, чтобы далеко не все эти «возможности» были видны гостям.

ПОДЕЛИСЬ ЭТОЙ СТАТЬЕЙ

16 комментариев

  1. Аноним

    Нет работы — нет денег, а денег — нет еды. Нет еды — умрешь. Люди пытаются выжить, большинство из них живут, чтобы прокормить своих детей. вместо того, чтобы строить пустые отели и золотые памятники собакам, правительство должно создавать рабочие места

    11
    Ответить
    • Дед Ковпак

      А памятник не рабочие места? Мыть памятник, выращивать цветы вокруг памятника, обслуживать фонтаны … Назовите хоть одну страну где нет преступлений.

      4
      13
      Ответить
      • Телекечи

        А жопу лизать аркадагу тоже рабочее место. Но там нужен виртуозный язык. С таким кунимастером не сравнится никто.

        12
        Ответить
      • Батька Махно

        Дед Ковпак, ты случаем умом не тронулся? В райкомхозе за место подметальщицы улицы просят 3-5 окладов. Это значит, что 3-5 месяцев ты просто беслпатно работаешь, зарплату всю отдаешь начальнику. Только потом тебе будет первая получка. Ты советуешь тут цветы выращивать, памятники мыть. А кто за это будет платить. У людей нет денег на хлеб, на цветы тем более. Прав тут Телекечи. Можно и лизать кое-кому кое-что. Но ты же не будешь этого делать. Ведь ты у нас с войны еще такой вумный…

        Ответить
        • Дед Ковпак

          Даа ребят. С творчеством Салтыкова-Щедрина ,Эзопов язык я так понял вы не знакомы.

          Ответить
          • Аноним

            А ты с речами товарища Маузера знаком? Ознакомься. Чтоб потом хвостом не вертел: дескать, не знал да не понимал, простите да помилуйте.

            1
            1
    • Аркадака на гиляку

      Никакая мотивация не может оправдать преступление. Можно конечно внешне проявлять сочувствие к преступникам (на словах), но наказания должно быть, и должно быть четко по закону (без всяких смягчений, вне зависимости от причины). В конце концов, человек нарушивший закон — больше не человек, ибо человек — разумное существо, соблюдающее законы. Именно совокупность этих 2 качеств делают человекоподобное существо настоящим человеком. А вообще, «преступник должен лежать в земле» — касается всех, вне зависимости от пола, возраста, религии, этноса, подожения в обществе.

      Ответить
      • Хаджи

        Любые преступления должны прощаться.

        Ответить
  2. Social scientist

    К сожалению все социальные проблемы возникают на почве проваленной или в данном случае отсутствующей социальной политики, которая таргетирует наиболее уязвимымые категории граждан. Грустно что тут мы имеем дело с поголовной бедностью и безысходностью. Когда у людей нет возможности получить образование, найти работу, или полагаться на социальные выплаты для поддержания определенного достойного образа жизни для себя и своей семьи.

    Ответить
  3. Пешеналы

    Общеизвестно, что у преступлений есть социальные корни. Но мне кажется, даже если все будет обустроено в социальном плане, быт наладится и работа приличная, то туркмены все равно будут воровать, друг друга надувать и кидать на деньги, врать и, конечно же, бахваляться всем этим. Таков менталитет у нас. Перед богатым и сильным пресмыкаемся, перед слабым и немощным показываем себя львом, перед бедным спесивым баем. А ведь в старые времена мы не былим такими.

    8
    3
    Ответить
    • Аноним

      всегда и были такими. Отец рассказывал как освобождал эту нацию от самих себя басмачей и сколько было болезни трахома! Туркмены ходили с ВЫПУЧЕННЫМИ ГЛАЗАМИ от ТРАХОМЫ, гоноррея было обычным делом, сифилитики в ахалатах ходили и мучались в песках

      4
      6
      Ответить
  4. Горбатый

    Вот такие Алисы Климаксовичи покупаются «на внимание со стороны специально приставленных к ним лиц, а потом трубят на всю ивановскую, что в ТМ, дескать, о людях заботятся. Эх, Алиска-пиписка, какая же ты дешевка!

    Ответить
  5. Аноним

    а кто-то из этих кирпичей построит дом и будет там спать! Вы очередной раз удивили, туркменцы(((

    2
    2
    Ответить
  6. Аноним

    Зачем детей заводить, если работы нет у родителей, да и у детей, скорее всего, не будет?

    4
    1
    Ответить
    • харамаронумновжадан

      в тм есть работа только для бандитов и воров — воровать, грабить и убивать!!

      Ответить
  7. Аноним

    Надо инвестировать в людей, а не в бетон.

    Ответить

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также

Яндекс.Метрика